Хозяйственное значение балтийского моря: Хозяйственное использование Балтийского моря 🤓 [Есть ответ]

Хозяйственное значение балтийского моря: Хозяйственное использование Балтийского моря 🤓 [Есть ответ]

Содержание

Экологические проблемы Балтийского моря. Справка

Балтийское море (c древности и до XVIII века в России было известно как «Варяжское море») – внутриматериковое окраинное море, глубоко вдающееся в материк. Балтийское море расположено в северной Европе, принадлежит бассейну Атлантического океана.

Крайняя северная точка Балтийского моря расположена вблизи полярного круга, крайняя южная – около города Висмара (Германия). Крайняя западная точка расположена в районе города Фленсбурга (Германия), крайняя восточная – в районе Санкт-Петербурга. Из-за большой вытянутости вдоль меридиана и параллели отдельные районы Балтийского моря размещаются в различных физико-географических и климатических зонах. Это в свою очередь оказывает влияние на океанологические процессы, происходящие в море и отдельных его районах. Площадь моря: 415 тысяч километров. Глубина: средняя – 52 метра, максимальная – 459 метров.

Балтийское море имеет три крупных залива: Ботнический, Финский, Рижский. В него впадает около 250 рек, среди которых Нева, Висла, Неман, Даугава, Одер.

Связь Балтийского моря с Атлантическим океаном осуществляется через Северное море, проливы Скагеррак, Каттегат и Датские проливы (Большой и Малый Бельт, Эресунн (Зунд) и Фемарн-Бельт), однако, эта связь затруднена из-за мелководности проливов (глубина на порогах 7-18 метров). Поэтому воды Балтики очень медленно обновляются за счет более чистых атлантических вод. Период полного обновления воды в Балтийском море составляет около 30-50 лет.

В Балтийском море низкое содержание соли. Его воды представляют собой смесь соленой воды из океана и пресной воды, поступающей из многочисленных рек. Степень солености моря в разных местах имеет отличающиеся друг от друга показатели, что обусловлено слабым вертикальным перемещением слоев воды. Если в юго-западной части моря она составляет 8 промилле (т.е. в каждом килограмме воды содержится 8 г соли), в западной части 11 промилле, то в центральной акватории – 6 промилле, а в Финском, Рижском и Ботническом заливах едва превышает отметку в 2-3 промилле (средняя соленость Мирового океана – 35 промилле).

Длина береговой линии Балтики – 7 тысяч километров. Побережье распределено между странами следующим образом: Швеции принадлежит 35% побережья, Финляндии – 17%, России – около 7% (примерно 500 километров). Оставшуюся часть побережья делят между собой Литва, Латвия, Эстония, Польша, Германия, Дания. Побережье моря и прилегающие земельные территории сильно заселены и интенсивно используются человеком. На побережье размещены транспортные комплексы, крупные промышленные предприятия. На Балтийский бассейн приходится одна десятая часть объема мировых морских перевозок.

Балтийское море сильно загрязнено в результате активной деятельности проживающих на его берегах людей. Экологические проблемы Балтийского моря связаны со многими сторонами жизни общества, такими как производство и потребление энергии, промышленность, лесное хозяйство, сельское хозяйство, рыболовство, туризм, транспорт, обработка сточные воды.

Главные экологические проблемы Балтики

Во-первых, избыточное поступление в акваторию азота и фосфора в результате смыва с удобряемых полей, с коммунальными стоками городов и отходами некоторых предприятий. Поскольку водообмен Балтики не очень активен, то концентрация азота, фосфора и других отходов в воде становится очень сильной. Из-за биогенных элементов в море органические вещества не полностью перерабатываются, а из-за недостатка кислорода они начинают разлагаться, выделяя губительный для морских обитателей сероводород. На дне Готландской, Гданьской, Борнхольмской впадин уже существуют мертвые сероводородные зоны.

Вторая значимая проблема Балтики – загрязнение воды нефтью. С различными стоками в акваторию ежегодно попадают тысячи тонн нефти. Пленка нефти, которая покрывает поверхность водного зеркала, не пропускает кислород вглубь. Так же на поверхности воды накапливаются токсичные вещества, вредные для живых организмов. Аварийные разливы нефти в большинстве случаев происходят в прибрежных и шельфовых зонах, наиболее продуктивных и в то же время уязвимых районах моря.

Третья проблема акватории Балтийского моря — накопление тяжелых металлов. Ртуть, свинец, медь, цинк, кобальт, никель попадают в основном в воды Балтики с атмосферными осадками, остальная часть попадает при прямом сбросе в акваторию или с речным стоком бытовых и промышленных отходов. Количество меди, поступающей в акваторию, составляет ежегодно около 4 тысяч тонн, свинца – 3 тысячи тонн, кадмия – около 50 тонн, а ртути – 33 тонн, на 21 тысячу кубических километров водного объема акватории.

Балтийское море благодаря географическому положению всегда находилось на перекрестке исторических событий. На дне Балтики находится не одно кладбище кораблей. Многие затонувшие суда имеют опасные грузы. Контейнеры, в которых находятся грузы, со временем разрушаются.

Десятилетиями в Балтике практиковалось затопление и захоронение устаревших бомб, снарядов, химических боеприпасов. После окончания Второй мировой войны по совместному решению стран антигитлеровской коалиции (СССР, Великобритания и США) и в соответствии с решением Потсдамской конференции 1951 года в различных районах Балтики, а также в проливах, соединяющих Балтийское море с Северным морем, было затоплено свыше 300 тысяч тонн немецкого химического оружия и боеприпасов.

Больше полувека боеприпасы лежат на дне Балтики, создавая потенциальную смертельную угрозу. Металл в морской воде разъедает ржавчина, и отравляющие вещества в любое время могут попасть в воду.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Хозяйственное значение и использование вод

Хозяйственное значение и использование вод

Часть II. Гидрография естественно-исторических районов Советского Союза Глава 15. Карелия и Кольский полуостров

Хозяйственное значение и использование вод

Реки района, отличающиеся высокой относительной водностью, естественной зарегулированностью и порожистыми участками, представляют большой интерес с энергетической точки зрения. За годы советской власти на реках Карелии и Кольского полуострова построен ряд мощных гидроэлектростанций.

На Кольском полуострове построена Туломская гидроэлектростанция на р. Туломе и две гидроэлектростанции на р. Ниве: строится гидроэлектростанция Нива III.

В Карелии сооружена Кондопожская гидроэлектростанция на р. Суне. На Карельском перешейке имеются две мощные гидроэлектростанции на р. Воуксе: Энсо и Роухиала. Проектируется еще ряд гидроэлектростанций и на других реках Карелии.

Для судоходства реки района в естественном состоянии мало пригодны, ввиду порожистости их русел. Здесь возможно лишь местное судоходство на отдельных, разобщенных между собой участках.

Важное народнохозяйственное значение имеет построенный в 1931-1932 гг. Беломорско-Балтийский канал имени И. В. Сталина, являющийся одним из величайших сооружений сталинской эпохи. Путь, связывающий Белое и Балтийское моря, проходит следующим образом: р. Нева — Ладожское озеро — р. Свирь — Онежское озеро — р. Повенчанка — р. Телекинка — оз. Выгозеро — р. Нижний Выг. Размер этого грандиозного сооружения может быть охарактеризован следующими данными: длина канала равна 227 км, количество гидротехнических сооружений — 128, шлюзов — 19, водоспусков — 12, дамб — 49 и т. д. Беломорско-Балтийский канал построен в исключительно короткие сроки — за 20 месяцев.

Из числа искусственных водных путей этого района нужно отметить еще Сайменский канал, построенный в 1856 г. для соединения обширного Сайменского бассейна (Финляндия) с Балтийским морем. Канал этот имеет ограниченное практическое значение, так как СССР он принадлежит лишь частично (начало его находится на территории Финляндии).

Несмотря на порожистость русел, реки района широко используются для лесосплава. Значение рек для лесной промышленности велико, так как Карелия является одним из важнейших в отношении лесного хозяйства районов СССР.

Многочисленные озера района имеют важное значение как регуляторы стока рек. Крупнейшие озера — Ладожское, Онежское, Выгозеро — используются для судоходства и входят в состав Беломорско-Балтийского водного пути. На озерах, вследствие их больших размеров, отмечаются частые и сильные волнения. Для безопасности плавания вдоль южных берегов Ладожского и Онежского озер сооружены обводные каналы.
Велико также значение озер для рыбного хозяйства, особенно Ладожского и Онежского, где лов рыбы (сиг, ряпушка, корюшка и др.) имеет промысловый характер.

Республика Карелия

Сре­ди рек Ка­ре­лии пре­об­ла­да­ют мель­чай­шие (70%). Од­на­ко по сум­мар­ной дли­не рек ли­ди­рую­щее по­ло­же­ние за­ни­ма­ют са­мые ма­лые (47%) и ма­лые ре­ки (36%). В ос­нов­ные ре­ки вклю­че­ны во­до­то­ки с дли­ной бо­лее 100 км, имею­щие для рес­пуб­ли­ки важ­ное хо­зяй­ст­вен­ное зна­че­ние. В основные озера и болота включены водоемы с площадью зеркала более 25 кв.км.

В об­щем чис­ле озер пре­об­ла­да­ют ма­лые, пло­ща­дью ме­нее 10 к   м² (99,8%), сре­ди ко­то­рых око­ло 80% бес­сточ­ных. Бо­лее по­ло­ви­ны вод­ной по­верх­но­сти рес­пуб­ли­ки (61%) со­став­ля­ют 63 озе­ра пло­ща­дью зер­ка­ла бо­лее 10 км2, в их чис­ле 61 озе­ро име­ют ак­ва­то­рию бо­лее 25 км2, 12 – бо­лее 100 км2.

Озе­ра и со­еди­няю­щие их реч­ные уча­ст­ки об­ра­зу­ют вод­ные сис­те­мы, ко­то­рые не по­хо­жи на рав­нин­ные ре­ки с эро­зи­он­ной до­ли­ной. По об­щей озер­но­сти во­до­сбо­ров и ли­ней­ной озер­но­сти во­до­то­ков они в Ка­ре­лии де­лят­ся на реч­ные, озер­но-реч­ные и озер­ные. Пре­об­ла­да­ют вод­ные сис­те­мы (95% об­ще­го чис­ла) дли­ной ме­нее 10 км и пло­ща­дью во­до­сбо­ра ме­нее 100 км2 (96,6%).

Озе­ра име­ют в ос­нов­ном сме­шан­ное про­ис­хо­ж­де­ние. По пре­об­ла­даю­ще­му при­зна­ку наи­бо­лее рас­про­стра­не­ны тек­то­ни­че­ские, лед­ни­ко­во-тек­то­ни­че­ские и лед­ни­ко­во-ак­ку­му­ля­тив­ные ти­пы озер.

 

 

Рисунок 1: Онежское озеро. Кондапога

В Ка­ре­лии наи­бо­лее час­то встре­ча­ют­ся лед­ни­ко­во-ак­ку­му­ля­тив­ные озе­ра. Они при­уро­че­ны к вод­но-лед­ни­ко­во­му и озер­но-лед­ни­ко­во­му ти­пам рель­е­фа. В ос­нов­ном это не­боль­шие озе­ра (око­ло 10 км2 и ме­нее), ред­ко сред­ние, име­ют оваль­ную, ре­же – оваль­но-ло­па­ст­ную фор­му, глу­би­ны не­боль­шие (до 15 м), ост­ро­вов ма­ло. Бе­ре­га ров­ные, сла­бо­рас­чле­нен­ные, сло­же­ны пес­ка­ми. В вод­ных сис­те­мах ука­зан­ные озе­ра за­ни­ма­ют раз­ное по­ло­же­ние, мно­гие из них бес­сточ­ные.

По­верх­но­ст­ный сток име­ет мно­го­лет­ние ко­ле­ба­ния, ко­то­рые но­сят цик­ли­че­ский ха­рак­тер: на­блю­да­ет­ся че­ре­до­ва­ние ма­ло­вод­ных и мно­го­вод­ных груп­пи­ро­вок лет (фаз) раз­лич­ной про­дол­жи­тель­но­сти (5 – 15 лет) и раз­ной ве­ли­чи­ны от­кло­не­ния го­до­во­го сто­ка от его сред­не­го мно­го­лет­не­го зна­че­ния (0,4 – 2,15 за 50 – 60 лет). Так, в 1962 г. (мно­го­вод­ный год), го­до­вые рас­хо­ды во­ды рек Ка­ре­лии пре­вы­си­ли сред­ние мно­го­лет­ние зна­че­ния в 1,5 – 2,1 раза, а в 1960 г. (ма­ло­вод­ный год) на­блю­да­лось по­ни­же­ние го­до­вых рас­хо­дов во­ды до 0,4 – 0,7 от­но­си­тель­но нор­мы. На тер­ри­то­рии Ка­ре­лии мно­го­лет­ние ко­ле­ба­ния срав­ни­тель­но од­но­знач­ны (син­фаз­ны).

Сток рек ис­пы­ты­ва­ет и внут­ри­го­до­вые ко­ле­ба­ния со­от­вет­ст­вен­но не­рав­но­мер­но­сти рас­пре­де­ле­ния в го­ду осад­ков, тем­пе­ра­ту­ры воз­ду­ха (тая­ния льда) и фи­зи­ко-гео­гра­фи­че­ским осо­бен­но­стям во­до­сбо­ра (ус­ло­ви­ям сто­ка). По ти­пам внут­ри­го­до­во­го ре­жи­ма сто­ка на тер­ри­то­рии рес­пуб­ли­ки вы­де­ля­ют­ся три боль­ших рай­она с раз­ной озер­но­стью тер­ри­то­рий: се­вер­ный озер­ный, цен­траль­ный и юго-вос­точ­ный. Ти­пич­ным яв­ля­ет­ся внут­ри­го­до­вой ре­жим сто­ка рек цен­траль­но­го рай­она, за­ни­маю­ще­го боль­шую часть тер­ри­то­рии Ка­ре­лии. Сред­няя озер­ность тер­ри­то­рии со­став­ля­ет 10%. Вес­ной сток со­став­ля­ет 42% го­до­во­го, ле­том и осе­нью – 43%, зи­мой – 15%. Во всех рай­онах наи­бо­лее рав­но­ме­рен сток рек, вы­те­каю­щих из боль­ших озер, что бла­го­при­ят­ст­ву­ет его прак­ти­че­ско­му ис­поль­зо­ва­нию.

 

 

Рисунок 2: Река Неглинка, предпаводковое обследование

Ре­гио­наль­ной осо­бен­но­стью Ка­ре­лии яв­ля­ют­ся слож­ные во­до­хо­зяй­ст­вен­ные сис­те­мы с вы­со­кой сте­пе­нью за­ре­гу­ли­ро­ван­но­сти сто­ка. Оби­лие вод­ной се­ти озер, ха­рак­тер­ной для ре­гио­на, пре­до­пре­де­ли­ло ши­ро­кое ис­поль­зо­ва­ние озер в ка­че­ст­ве во­до­хра­ни­лищ. Здесь, впер­вые в на­шей стра­не, в ка­че­ст­ве энер­ге­ти­че­ских во­до­хра­ни­лищ ис­поль­зо­ва­ны озе­ра. Боль­шин­ст­во во­до­хра­ни­лищ рес­пуб­ли­ки соз­да­ны под­по­ром озер кот­ло­вин­но­го ти­па, то­гда как в Рос­сии и в ми­ре пре­об­ла­да­ют во­до­хра­ни­ли­ща до­лин­но­го ти­па.

На те­ку­щий мо­мент, по ре­зуль­та­там ин­вен­та­ри­за­ци­он­ных ра­бот в Ка­ре­лии име­ет­ся 29 во­до­хра­ни­лищ об­щей сум­мар­ной ем­ко­стью 372 444 млн. куб. м.

Наи­бо­лее круп­ны­ми из них (объ­е­мом бо­лее 10 млн.  м³) яв­ля­ют­ся во­до­хра­ни­ли­ща: Верх­не-Свир­ское (Онеж­ское озе­ро), Кум­ское, Се­го­зер­ское, Янисъ­яр­ви, Паль­е­о­зер­ское, Сан­даль­ское.

Главная | Санкт-Петербургский научный центр РАН

Санкт-Петербургский научный центр РАН (СПбНЦ РАН) основан 17 февраля в 1983 года как Ленинградский научный центр (ЛНЦ АН СССР) постановлением № 253 Президиума академии наук для объединения её научных учреждений  в Ленинграде (Санкт-Петербурге) и Ленинградской области.  По Указу Президента РФ от 15.05.2018 №215 и распоряжению Правительства РФ от 27.06.2018 № 1293-р сейчас Центр находится в ведении Министерства науки и высшего образования РФ.

Центр в своей деятельности продолжает научные традиции , заложенные в России в начале XVIII века и в советское время, решает задачи современных направлений исследований.

В соответствии с целью – организация и проведение фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований, имеющих важное значение для хозяйственного и культурного развития г. Санкт-Петербург и Ленинградской области (далее Регион) Центр осуществляет согласно Уставу 26 видов научной, образовательной, публикационной и организаторской  деятельности.
Предметом деятельности Центра являются:
— развитие научных исследований по междисциплинарным программам через работу таких структурных подразделений как объединенные научные советы(это ссылка на соответсвующий раздел сайта) по различным областям знания в рамках Госзадания и временными творческими коллективами по грантам, договорам, международным программам;
— организационно-методическое обеспечение деятельности организаций, подведомтсвенных Министерству через создание и развитие инфраструктуры телекоммкникационных сетей (это ссылка на раздел Академсеть), других систем и центров коллективного пользования;
— координация сотрудничества организаций, подведомственных Министерству с научными и образовательными организациями Региона.

В условиях интенсификации хозяйственного использования природных комплексов Региона и, в особенности, трансграничного водоема – Финского залива Балтийского моря, а также развития актуальных направлений исследований в мировом масштабе и в соответствии с Национальными и Федеральными проектами РФ, Центр приступил к разработке Плана развития Центра. В рамках Плана развития:
— формируются  перспективные направления исследований, нацеленные на разработку научных основ рационального природопользования в Регионе, создание научно-обоснованных инструментов пространственного планирования, развитие геопорталов и сетей для работы с большими массивами данных, доступных различным группам пользователей, через выполнение международных, национальных и региональных программ, ориентированных на концепцию устойчивого развития, адаптированную для России;
— развивается структура научных подразделений центра;
— международное сотрудничество;
— возрастает важность такого междисциплинарного направления работ Центра как исследования формирования и прогноза развития транспортных систем.

Историческое здание на Университетской набережной 5 – место проведения научных и научно- практических мероприятий – конференций, совещаний, форумов, а также заседаний Президиума РАН.
В Центре проходят конкурсы на соискание премий правительства Санкт-Петербурга за выдающиеся научные результаты в области науки и техники

Официальное наименование Центра:
— на русском языке – Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Санкт-Петербургский научный центр Российской академии наук; сокращенное — СПбНЦ РАН
— на английском языке – Saint-Petersburg Scientific Center of the Russian Academy of Sciences; сокращенное – SPbRC RAS.

«Актуальные вопросы законодательного регулирования в области охраны Онежского и Ладожского озер»

Рекомендации

Проведя с участием членов Совета
Федерации, депутатов Государственной Думы, представителей федеральных и региональных органов государственной власти, научно-исследовательских
учреждений и общественных организаций, экспертного сообщества обсуждение планов
по сбережению Онежского и Ладожского озер как уникальных природных объектов и крупнейших пресноводных озер в Европе, с учётом сохранения баланса между
охраной природного комплекса озер и продолжением на его территории туристской,
рекреационной и иной хозяйственной деятельности, участники «круглого стола»
отмечают следующее.
Онежское и Ладожское озера, которые
представляют собой единую водную систему, имеют важное социально-экономическое
и стратегическое значение для Санкт-Петербурга, Ленинградской, Вологодской
областей и Республики Карелия, поскольку они являются безальтернативными
источниками питьевого, хозяйственно-бытового и промышленного водоснабжения, источниками
водных биологических ресурсов, важными объектами водного транспорта, энергетики,
рекреации, имеют большое природное и культурно-историческое значение.
Ладожское озеро расположено на территории
Ленинградской области и Республики Карелия. При этом, несмотря на то, что безальтернативным
источником водоснабжения Санкт-Петербурга является река Нева (более 98 %),
качество воды в реке Нева определяется, в том числе, качеством воды Ладожского
озера. Кроме того, ладожская вода используется для водоснабжения ряда городов,
населенных пунктов Ленинградской области (Кронштадт, Приозерск и др.) и Карелии.
Онежское озеро – второе по величине
пресноводное озеро в Европе после Ладожского. Расположено на территории трех
регионов России: Республики Карелия, Вологодской и Ленинградской областей. В озеро впадает 1150 рек (из них 52 реки имеют длину больше чем десять
километров), а единственная вытекающая река Свирь соединяет его с Ладожским
озером, составляя единую водную систему. Водосбор
озер охватывает территорию не только Российской Федерации, но и Финляндии, а воды Ладожского и Онежского озер влияют на качество вод Финского залива
Балтийского моря, в связи с чем на них также распространяются международные
правовые и экологические требования Хельсинской комиссии по защите морской
среды Балтийского моря.
В последние годы водные и водные биологические
ресурсы Ладожского и Онежского озер претерпевают значительные изменения в результате интенсивной хозяйственной деятельности в Северо-Западном регионе,
поскольку эти крупнейшие пресноводные водоемы Европы находятся под сильным
антропогенным воздействием. Необходимо в первую очередь отметить, что эти озера
в 70–80 гг. ХХ века интенсивно подвергались загрязнению, эвтрофированию и качество их вод катастрофически ухудшалось. Поэтому еще в советское время
предпринимались специальные меры законодательного, организационного и технологического характера, которые, однако, не приводили к существенному
улучшению качества вод. И даже резкое уменьшение антропогенной нагрузки после 1991 г., в результате изменений социально-экономической обстановки, также не привело
к остановке загрязнения и восстановлению качества вод. Кроме того, резко
сокращается численность ценных рыб и отдельных видов водных беспозвоночных,
уменьшаются уловы рыбы. Ряд промысловых видов переходит в категорию редких и исчезающих, при этом основными антропогенными факторами, негативно действующими
на состояние запасов таких видов, как озерный лосось, палия, кумжа, ряпушка,
корюшка, озерные формы сига, судак, лещ, являются несоблюдение режима
рыболовства, превышение допустимого лимита вылова, загрязнение нерестилищ,
браконьерство. Все эти негативные процессы происходят при значительном потеплении климата. В последние
20–30 лет появились новые факторы, ухудшающие состояние экосистем озер, среди
которых как вселенцы (инородные виды), так и влияние поступления биогенов от форелеводческих фермерских хозяйств, что сильно способствует эвтрофированию
озер, воздействуя при этом на аборигенные виды.
Также источниками загрязнения являются
сбросы неочищенных или недостаточно очищенных сточных вод в водные объекты,
связанные с отсутствием или ненадлежащим состоянием комплексных очистных
сооружений. В решении данных проблем необходим комплексный подход, включающий в себя инвентаризацию объектов водоотведения во всех населенных пунктах и оценку
их состояния, разработку программы строительства и модернизации очистных
сооружений, проведение работ по модернизации, восстановлению существующих
канализационных очистных сооружений и строительству новых с использованием
современных систем очистки сточных вод.
Для предотвращения дальнейшего ухудшения
экологической обстановки необходимо безотлагательное принятие комплекса мер по охране и рациональному использованию ресурсов озер, правового регулирования в области водных отношений.
С 2013 года проводится работа по решению
вопросов сохранения водных и водных биологических ресурсов Ладожского и Онежского озёр, по выполнению поставленной Президентом Российской Федерации
В.В. Путиным задачи уделить серьезное внимание, как на региональном, так и на федеральном уровнях вопросам, связанным с восстановлением водных ресурсов
Ладожского и Онежского озер. В 2014 году с соответствии с принятым на совещании
Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации в формате Совета при
полномочном представителе Президента Российской Федерации в Северо-Западном
федеральном округе решением Республике Карелия, Санкт-Петербургу и Ленинградской области было поручено разработать и внести в установленном
порядке в Правительство Российской Федерации предложения о подготовке проекта
нормативно-правового акта, устанавливающего особые условия осуществления
хозяйственной деятельности и обеспечения охраны Ладожского и Онежского озер как
стратегических водных источников для Северо-Западного региона Российской
Федерации.
В рамках данного поручения трехсторонней
рабочей группой, в состав которой вошли представители исполнительных и законодательных органов власти и подведомственных организаций, а также
научно-исследовательских институтов Санкт-Петербурга, Ленинградской области и Республики Карелия, были подготовлены предложения по отдельному правовому
регулированию в области защиты Ладожского и Онежского озер (проект федерального
закона № 1143213–6 «Об охране Ладожского и Онежского озер» 27 января 2017 года был отклонен Государственной Думой Федерального Собрания Российской
Федерации). Принимая во внимание, что согласно Указу Президента Российской
Федерации В.В. Путина от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях
и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
необходимо обеспечить решение задач по сохранению уникальных водных объектов, в том числе осуществить мероприятия по очистке от мусора берегов и прибрежной
акватории Ладожского и Онежского озер, для их сохранения целесообразно
установление дополнительных государственных мер, предусматривающих особый
природоохранный статус данных объектов, а также особых условий осуществления в их акватории хозяйственной деятельности.

С учетом изложенного, в целях сохранения
природно-ресурсного потенциала Онежского и Ладожского озер для нынешнего и будущего
поколений, обеспечения социально-экономического развития прилегающих к озерам
территорий, участники заседания «круглого стола» рекомендуют:

1. Правительству Российской Федерации
рассмотреть возможность:
1.1. Разработки и утверждения
отдельного приоритетного проекта, направленного на сохранение и предотвращение
загрязнения Ладожского и Онежского озер с включением в Паспорт приоритетного проекта вопроса о разработке проекта
федерального закона «Об охране Ладожского и Онежского озер» в качестве
самостоятельного мероприятия.

1.2. Ускорения подготовки Соглашения о финансировании и реализации программы
приграничного сотрудничества Российской Федерации и Европейского Союза
«Карелия» на период 2014 – 2020 годов, в целях внесения его на ратификацию в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации до окончания
весенней сессии 2018 года.

1.3. Внесения изменений в нормативные
правовые акты, в том числе:
в статью 65 Водного кодекса Российской
Федерации в части дополнения ее частью 6.1., устанавливающей, что ширина
водоохранных зон Ладожского и Онежского озер устанавливается исходя из физико-географических, почвенных, гидрологических условий, а также
социально-экономической освоенности территорий и других условий с учетом
прогноза изменения береговой линии водных объектов и утверждается органами
исполнительной власти Ленинградской области и территориальными органами
Федерального агентства водных ресурсов в соответствии с их компетенцией, в размере от двухсот до пятисот метров;
в Правила установления рыбоохранных зон,
утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 октября
2008 года № 743, в части увеличения размеров рыбоохранных зон Ладожского и Онежского озер и в Правила образования рыбохозяйственных заповедных зон,
утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября
2016 года № 1005.

1.4. Расширения государственной
поддержки работ по изучению и искусственному воспроизводству водных
биологических ресурсов Ладожского и Онежского озер.

2. Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации рассмотреть возможность:
2.1. Создания, совместно с органами
государственной власти Республики Карелия, Вологодской области, Ленинградской
области и Санкт-Петербурга, заинтересованными организациями и общественными
объединениями, рабочей группы по разработке отдельного приоритетного проекта,
направленного на сохранение и предотвращение загрязнения Ладожского и Онежского
озер.

2.2. Проработки, в рамках
деятельности рабочей группы по разработке отдельного приоритетного проекта,
направленного на сохранение и предотвращение загрязнения Ладожского и Онежского
озер, предложений, подготовленных органами государственной власти Республики
Карелия, Вологодской области, Ленинградской области и Санкт-Петербурга,
заинтересованными организациями и общественными объединениями.

2.3. Включения в отдельный
приоритетный проект, направленный на сохранение и предотвращение загрязнения
Ладожского и Онежского озер, следующих мероприятий:
разработка региональных проектов по оздоровлению
Ладожского и Онежского озер, включающих, в том числе, мероприятия, направленные
на снижение антропогенного воздействия на рассматриваемые водные объекты
(очистка побережья от мусора и строительство полигонов для твердых коммунальных
отходов, строительство очистных сооружений и водопроводов в населенных пунктах,
в которых водоемы используются для сброса сточных вод без очистных сооружений),
мероприятия по строительству инженерной и социальной инфраструктуры, а также
мероприятия по сохранению и восстановлению популяций ценных видов рыб
Ладожского и Онежского озер (озерного лосося, палии и др.), включая комплекс
мер по охране нагульных стад и нерестовых участков, по рыбохозяйственной
мелиорации путем расчистки русел рек и нересто-выростных участков, а также по строительству рыбоводных заводов по выращиванию молоди и созданию
ремонтно-маточных стад с обязательной организацией контроля и мониторинга состояния водного
бассейна в районах строительства;
мероприятия для владельцев маломерных судов, массово
оказывающих услуги туристам, в том числе по оборудованию берегов пирсами, а также иные мероприятия, в том числе направленные на сохранение водных
биоресурсов, реализацию водоохранных и рыбоохранных мероприятий;
осуществление пилотного проекта,
направленного на разработку научно-методических, технических и технологических
основ создания индивидуальной системы геомониторинга Ладожского озера,
включающей определение наноразмерных частиц, стойких органических загрязнителей
и регулярные наблюдения за выходом подземных вод и газов в местах разломов;
контроль и комплексная оценка состояния экосистемы и акватории Ладожского и Онежского озер.

2.4. Привлечения к разработке и реализации
отдельного приоритетного проекта, направленного на сохранение и предотвращение
загрязнения Ладожского и Онежского озер, научных и образовательных учреждений,
в том числе:
Федерального государственного бюджетного учреждения
науки «Институт озероведения Российской академии наук»;
Федерального государственного бюджетного научного
учреждения «Государственный научно-исследовательский институт озерного и речного рыбного хозяйства имени Л.С. Берга»;
Федерального государственного бюджетного учреждения
науки Федерального исследовательского центра «Карельский научный центр
Российской академии наук»;
Федерального государственного бюджетного
образовательного учреждения высшего образования «Петрозаводский государственный
университет».

2.5. Направления в Секретариат Конвенции
о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц (Рамсарской конвенции), заявки на включение в список территорий, объявленных водно-болотными угодьями
международного значения, Ладожского и Онежского озер.

2.6. Ускорения разработки мер по стимулированию хозяйствующих субъектов, владеющих промышленными объектами,
функционирование которых сопряжено с образованием значительного объема
промышленных сточных вод, содержащих специфические загрязнители, по строительству очистных сооружений, спроектированных для очистки сточной воды от специфических загрязнителей на основе наилучших доступных технологий.

3. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотреть возможность разработки программы строительства и реконструкции
объектов водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, предусмотрев долю софинансирования из федерального
бюджета, исходя из финансовой обеспеченности субъектов Российской Федерации.

4. Министерству транспорта Российской
Федерации, Федеральному агентству по туризму рассмотреть возможность финансирования объектов береговой инфраструктуры Ладожского
и Онежского озер (в том числе в части строительства причальных сооружений,
станций по приему льяльных вод, комплексов плавучих заправочных станций).

5. Органам государственной власти
Республики Карелия, Вологодской области, Ленинградской области и Санкт-Петербурга рассмотреть возможность:
5.1. Направления представителей в совместную с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации
рабочую группу по разработке отдельного приоритетного проекта, направленного на сохранение и предотвращение загрязнения Ладожского и Онежского озер.
5.2. Активизации работы по инвентаризации объектов водоотведения в населенных пунктах и оценке их
состояния, разработке программ строительства и модернизации очистных
сооружений, проведению работ по модернизации, восстановлению существующих
канализационных очистных сооружений и строительству новых с использованием
современных систем очистки сточных вод.
5.3. Активизации работы по утверждению проектов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в первую очередь на Ладожском и Онежском
озерах, в также по обеспечению населения доброкачественной питьевой водой.

 

 

Деятельность

19.07.2021
Акт государственной историко-культурной экспертизы ОКН РЗ «Дом жилой, 2-я половина 19в., деревянный», г. Вологда, ул. Чернышевского, д. 37

Полное название: 
Акт государственной историко-культурной экспертизы научно-проектной документации по реставрации и приспособлению объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой, 2-я половина 19в., деревянный», расположенного по адресу: Вологодская область, г. Вологда, ул.Чернышевского, д. 37.
15.07.2021
Акт государственной историко-культурной экспертизы

Полное название: 
Акт государственной историко-культурной экспертизы  документации, обосновывающей меры по обеспечению сохранности объектов культурного наследия «Объект Реконструкция ЕСГ Северо-Западного региона для обеспечения транспортировки этаносодержащего газа до побережья Балтийского моря». Этап 9 КЦ -10 КС «Грязовецкая» .
15.07.2021
Акт государственной историко-культурной экспертизы

Полное название: 
Актгосударственной историко-культурной экспертизы
 документации, обосновывающей меры по
обеспечению сохранности объектов культурного наследия «Объект Реконструкция ЕСГ Северо-Западного региона для обеспечения
транспортировки этаносодержащего газа до побережья Балтийского моря». Этап 11
КЦ -6 КС «Бабаевская» . 
15.07.2021
Акт государственной историко-культурной экспертизы

Полное название: 
Акт государственной историко-культурной экспертизы
 документации, обосновывающей меры по
обеспечению сохранности объектов
культурного наследия «Раздел по обеспечению сохранности объекта культурного
наследия, памятника археологии «Городище, место основания г. Вологды, XII-XV вв.» по проекту «Индивидуальный жилой дом в г. Вологде по ул.
Воровского, 5 »
15.07.2021
Акт государственной историко-культурной экспертизы

Полное название: 
Акт государственной историко-культурной экспертизы

 документации, обосновывающей меры по

обеспечению сохранности объекта культурного наследия (памятника археологии)  «Культурный слой города Вологды в границах

крепости XVI века», при проведении земляных , строительных, мелиоративных и (или)

хозяйственных работ по сохранению объекта культурного наследия федерального

значения «Дом жилой, XIX  в.», расположенного по адресу: г. Вологда, ул.

Мира, д.16». 
15.07.2021
Акт государственной историко-культурной экспертизы

Полное название: 
Акт государственной историко-культурной экспертизы
 земельного участка с кадастровым номером
35:03:0102077:20, выделяемого под объект «Строительство газовой котельной
«Оптика» в г. Белозерске Вологодской области».
15.07.2021
Акт государственной историко-культурной экспертизы раздела Обеспечение сохранности объектов культурного наследия федерального значения «Дом жилой, XIX век» в г. Вологда, ул. Мира 14, «Дом жилой, XIX век», ул. Мира 16

Полное название: 
Акт государственной историко-культурной экспертизы раздела «Обеспечение сохранности объектов культурного наследия федерального значения «Дом жилой, XIX век» в г. Вологда, ул. Мира 14, «Дом жилой, XIX век», ул. Мира 16 при проведении проектных, строительных, хозяйственных работ на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, включающий оценку воздействия проводимых работ на объекты культурного наследия и меры по обеспечению их сохранности»
15.07.2021
Акт государственной историко-культурной экспертизы ОКН ФЗ «Дом жилой, XIX в.», расположенного по адресу: Вологодская область, г. Вологда, ул. Мира, д. 16

Полное название: 
Акт государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объекта
культурного наследия федерального значения «Дом жилой, XIX в.»,
расположенного по адресу: Вологодская область, г. Вологда, ул. Мира, д. 16.
08.07.2021
Акт государственной историко-культурной экспертизы ОКН ФЗ «Корпус Иосифовский», 1764-1769гг.

Полное название: 
АКТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения «Архиерейский дом и другие здания», XVII-XVIII вв., входящего в состав объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Вологодского кремля»
(Вологодская область, г. Вологда, ул. С. Орлова, 15): «Корпус Иосифовский», 1764-1769гг.
07.07.2021
Акт государственной историко-культурной экспертизы

Полное название: 
Акт государственной историко-культурной экспертизы
 документации, содержащей результаты
исследований, в соответствии с которыми определяется наличие или отсутствие
объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия на земельном
участке под объект «Строительство здания гаража, расположенного по адресу:
Вологодская область, Тарногский район, с. Тарногский Городок, ул. Загородная,
д. 23»
07.07.2021
Акт государственной историко-культурной экспертизы

Полное название: 
Акт государственной историко-культурной экспертизы
 документации,
содержащей результаты исследований, в соответствии с которыми определяется
наличие или отсутствие объектов, обладающих признаками объекта культурного
наследия на земельном участке под объект «Навес для лесопожарной техники в
Нюксенском лесхозе-филиале по адресу: Вологодская область, с. Нюксеница, ул.
Полевая, д. 27». 
02.07.2021
Акт государственной историко-культурной экспертизы

Полное название: 
Акт государственной историко-культурной экспертизы  земельного участка объекта «Строительство автомобильной дороги общего пользования местного значения в д. Слизово сельского поселения Чуровское Шекснинского района Вологодской области», подлежащего воздействию земляных, строительных , мелиоративных работ.». 
30.06.2021
Акт государственной историко-культурной экспертизы

Полное название: 
Акт государственной историко-культурной экспертизы научно –проектной документации Проект зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Здание бальнеолечебницы, основанное заслуженным врачем РСФСР, профессором Лебедевым Василием Вячеславовичем (1893-1969 гг.), расположенного по адресу: г. Вологда, ул. Турундаевская, 7
30.06.2021
Акт государственной историко-культурной экспертизы

Полное название: 
Акт государственной историко-культурной экспертизы
 документации, содержащей результаты
исследований, в соответствии с которыми определяется наличие или отсутствие
объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия на земельном
участке под объект «12-квартирный жилой
дом для детей-сирот», расположенный по адресу: Вологодская область, Вашкинский
район, с. Липин Бор, земельный участок с кадастровым номером 35:04:0301011:368»
25.06.2021
Акт государственной историко-культурной экспертизы

Полное название: 
Акта государственной историко-культурной экспертизы
 документации, содержащей результаты
исследований, в соответствии с которыми определяется наличие или отсутствие
объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия на земельном
участке под объект «Строительство биржи сырья и сортировочной линии бревен на
базе Тотемского лесхоза-филиала САУ лесного хозяйства ВО «Вологдалесхоз». 
22.06.2021
Акт государственной историко-культурной экспертизы ОКН ФЗ «Церковь Владимирская, 1764, и колокольня, 1764 г.) (Ансамбль Владимирских церквей)»

Полное название: 
Акт государственной историко-культурной экспертизы научно-проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения «Церковь Владимирская, 1764 г. и колокольня, 1764 г.» (Ансамбль Владимирских церквей: Церковь Владимирская, 1764 г.; колокольня, 1689 г.) адрес: г. Вологда, ул. Октябрьская (уточненный адрес: г. Вологда, ул. Октябрьская, д. 46Б, 46) включающий раздел 13. Мероприятия по обеспечению сохранности памятника археологии.
21.06.2021
Акт государственной историко-культурной экспертизы ОКН ФЗ «Корпус Симоновский с церковью Рождества Христова, 1667-1670 гг.»

Полное название: 
АКТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения «Архиерейский дом и другие здания», XVII-XVIII вв., входящего в состав объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Вологодского кремля»
(Вологодская область, г. Вологда, ул. С. Орлова, 15): «Корпус Симоновский с церковью Рождества Христова, 1667-1670 гг.»
21.06.2021
Акт государственной историко-культурной экспертизы ОКН ФЗ «Корпус Иринеевский, I половина 18 века»

Полное название: 
АКТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения «Архиерейский дом и другие здания», XVII-XVIII вв., входящего в состав объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Вологодского кремля»
(Вологодская область, г. Вологда, ул. С. Орлова, 15):
«Корпус Иринеевский, I половина 18 века»
21.06.2021
Акт государственной историко-культурной экспертизы ОКН ФЗ «Корпус Гаврииловский, кон. XVII в.»»

Полное название: 
АКТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения «Архиерейский дом и другие здания», XVII-XVIII вв., входящего в состав объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Вологодского кремля»
(Вологодская область, г. Вологда, ул. С. Орлова, 15):
«Корпус Гаврииловский», кон. XVII в.
03.06.2021
Акт государственной историко-культурной экспертизы

Полное название: 
Актгосударственной историко-культурной экспертизы
 земель, подлежащих воздействию земляных,
строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25
Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов (за
исключением работ, указанных в пунктах 3,4 и 7 части 1 статьи 25 Лесного
кодекса Российской Федерации) и иных работ 
по объекту «Капитальный ремонт автомобильной дороги общего пользования
Чекшино-Тотьма-Котлас-Куратово на участке км 99+000-км 144+000, Вологодская
область.».

Моря России как крупные природные комплексы

Территорию нашей страны омывает тринадцать морей: 12 морей мирового океана и Каспийское море, относящееся к внутреннему бессточному бассейну. Эти моря очень разнообразны и по природным условиям, и по природным ресурсам, и по степени их изученности и освоенности.

Моря Северного Ледовитого океана располагаются в пределах материковой отмели (шельфе). Глубина их редко превышает 200 м, а соленость ниже океанической. Береговая линия сильно изрезанна. Климат почти всех северных морей очень суровый, исключение составляет лишь Баренцево море, в которое поступают воды теплого Северо-Атлантического течения.

Большинство морей в течение 8 — 10 месяцев скованы льдом.

Через моря Северного Ледовитого океана проходит Северный морской путь – важная транспортная магистраль России. Это самый короткий путь из Санкт-Петербурга до Владивостока.

Моря Тихого океана омывают восточные берега России от Чукотки до Владивостока. Они отделены от океана архипелагами островов, но свободно сообщаются с ним многочисленными проливами.

Эти моря отличаются значительной глубиной — от 2500 до 4000м.

Берингово и Охотское моря отличаются суровостью климата, зимой большая их часть покрывается льдом, но температура и летом не поднимается выше +5 +12 градусов. Здесь часто бывают густые туманы.

Японское море несколько теплее, поэтому зимой покрывается льдом только северная его часть, а летом температура поднимается до +20.

Но здесь часто бывают сильные штормы и тайфуны.

К бассейну Атлантического океана относятся моря Балтийское, Черное и Азовское, связанные с океаном через соседние моря и узкие проливы.

Черное море – самое тёплое море нашей страны. Только оно из всех морей Атлантики имеет значительную глубину (2200м), Азовское и Балтийское моря мелководны и сильно опреснены.

Каспийское море-озеро теперь не имеет связи с Мировым океаном, но в прошлом оно было частью единого, древнего бассейна. Это теплое море, зимой на короткое время покрывается льдом лишь северная его часть и эта же часть Каспия мелководна и сильно опреснена.

Моря России имеют важное хозяйственное значение. Прежде всего, это дешёвые транспортные пути, роль которых особенно велика во внешнеторговых перевозках. Значительную ценность представляют биологические ресурсы морей. В морях омывающих территорию нашей страны обитает почти 900 видов рыб, из них более 250 промысловых, немало морских млекопитающих, моллюсков и ракообразных. Всё более возрастает значение минерально-сырьевых ресурсов морей. Можно использовать энергию морских приливов для получения электроэнергии, кроме того побережья морей это места отдыха.

В последнее время, в результате всё возрастающего влияния хозяйственной деятельности человека на Мировой океан резко обострилась экологическая обстановка морей. Для сохранения природных комплексов морей нужна специальная государственная программа.

Экономические выгоды от защиты и использования Балтийского моря — Состояние Балтийского моря — Вторая целостная оценка ХЕЛКОМ

Одна деятельность человека может вызывать множество различных давлений, и каждое из этих давлений может влиять на организмы по-разному. Эффекты также могут быть иерархически зависимыми. Например, поступление химических веществ может привести к уменьшению доступной энергии вида из-за энергии, затрачиваемой на борьбу с химическим веществом. Это может привести к сокращению запасов энергии для воспроизводства, что приведет к негативным последствиям для популяции.Такие каскадные эффекты могут также привести к изменениям в составе сообществ и биоразнообразии.

Индекс воздействия на Балтийское море использует оценки чувствительности, основанные на опросе экспертов в региональном масштабе, чтобы аналогичным образом охватить широкий круг тем, и использует существующий опыт в отношении различных способов воздействия давления на окружающую среду. Результаты могут быть дополнительно подтверждены обзором выбранных связей, доступных в литературе.

Примеры того, как такие пути могут быть систематически обозначены с помощью инструмента анализа литературы, приведены ниже.Примеры показаны для отдельных видов давления, влияющих на морскую траву и синих мидий, которые являются ключевыми видами, обеспечивающими среду обитания огромному количеству других видов, которые взаимодействуют и также зависят друг от друга.

Морские травы

Основные угрозы для морских водорослей связаны с поступлением питательных веществ и утратой среды обитания, большинство из которых связано с землей, например, из-за переизбытка удобрений или неправильно очищенных сточных вод. Повышенный уровень питательных веществ способствует росту фитопланктона и эпифитов на морских травах, что приводит к чрезмерному росту и затенению и, наконец, к снижению биомассы морских водорослей.Этот эффект может усугубляться увеличением скорости течения, вызванным, например, строительными работами: улитки, обычно пасущиеся на водорослях в поисках эпифитов и, таким образом, смягчая эффект зарастания, смываются и исчезают. Дноуглубительные работы закапывают водоросли и, следовательно, оказывают прямое воздействие. Кроме того, повторное взвешивание отложений снижает доступность света, что приводит к снижению фотосинтеза и замедлению роста. Некоторые противообрастающие добавки из судовых покрытий снижают фотосинтетическую эффективность морских водорослей.Гербициды из сельского хозяйства также могут влиять на водоросли и вызывать аналогичные эффекты. Повышение температуры воды, вызванное изменением климата, не только влияет на рост и выживание морских водорослей, но также может способствовать распространению патогенов, таких как потенциально эпидемическая болезнь истощения, которая в прошлом была причиной значительного сокращения количества водорослей. Дополнительными важными факторами давления, влияющими на луга, покрытые водорослями, являются, например, недостаток кислорода и повышенная концентрация сульфидов, прямые и косвенные последствия рыболовства и подкисление (Рисунок B.6.1.1).

Рисунок B.6.1.1. Воздействие отдельных видов деятельности человека на луга с водорослями. На основе систематического обзора литературы с использованием инструмента LiACAT (HELCOM 2016h).

Голубые мидии

Голубые мидии чувствительны к тяжелым металлам и другим загрязнениям, так как они являются фильтраторами и непосредственно накапливают металлы. Источниками загрязняющих веществ являются промышленность, наземная деятельность, атмосферные осаждения и деятельность на море, такая как гавани, судоходство, промышленность и разливы нефти.Защитные механизмы, которые индуцируются в мидиях, являются для них энергетически затратными и изменяют частоту сердечных сокращений и дыхание. Кроме того, ухудшается физическое состояние, замедляется рост и увеличивается смертность. Величина этих эффектов зависит от факторов окружающей среды, таких как соленость, температура и кислородные условия. Изменения температуры воды могут быть вызваны местными промышленными источниками тепла или изменением климата. В сочетании с подкислением наблюдались эффекты на ранних стадиях развития и толщине скорлупы.Более того, на рост и гибель раковин отрицательно влияют интерактивные эффекты снижения солености и повышения температуры. Последствия дноуглубительных работ, вызванные промысловой деятельностью, могут привести к сокращению численности голубых мидий из-за удаления видов и истирания морского дна. Считается, что инвазивный вид Crassostrea gigas конкурирует с голубыми мидиями и может изменять последствия антропогенного давления из-за различных уровней устойчивости к давлению (рисунок B.6.1.2).

Рисунок B.6.1.2. Воздействие выбранной деятельности человека на голубых мидий, чтобы показать структуру связи. На основе систематического обзора литературы с использованием инструмента LiACAT (HELCOM 2016h).

Страница не найдена — Состояние Балтийского моря — Вторая целостная оценка ХЕЛКОМ

Одна деятельность человека может вызывать множество различных давлений, и каждое из этих давлений может влиять на организмы по-разному. Эффекты также могут быть иерархически зависимыми. Например, поступление химических веществ может привести к уменьшению доступной энергии вида из-за энергии, затрачиваемой на борьбу с химическим веществом.Это может привести к сокращению запасов энергии для воспроизводства, что приведет к негативным последствиям для популяции. Такие каскадные эффекты могут также привести к изменениям в составе сообществ и биоразнообразии.

Индекс воздействия на Балтийское море использует оценки чувствительности, основанные на опросе экспертов в региональном масштабе, чтобы аналогичным образом охватить широкий круг тем, и использует существующий опыт в отношении различных способов воздействия давления на окружающую среду. Результаты могут быть дополнительно подтверждены обзором выбранных связей, доступных в литературе.

Примеры того, как такие пути могут быть систематически обозначены с помощью инструмента анализа литературы, приведены ниже. Примеры показаны для отдельных видов давления, влияющих на морскую траву и синих мидий, которые являются ключевыми видами, обеспечивающими среду обитания огромному количеству других видов, которые взаимодействуют и также зависят друг от друга.

Морские травы

Основные угрозы для морских водорослей связаны с поступлением питательных веществ и утратой среды обитания, большинство из которых связано с землей, например, из-за переизбытка удобрений или неправильно очищенных сточных вод.Повышенный уровень питательных веществ способствует росту фитопланктона и эпифитов на морских травах, что приводит к чрезмерному росту и затенению и, наконец, к снижению биомассы морских водорослей. Этот эффект может усугубляться увеличением скорости течения, вызванным, например, строительными работами: улитки, обычно пасущиеся на водорослях в поисках эпифитов и, таким образом, смягчая эффект зарастания, смываются и исчезают. Дноуглубительные работы закапывают водоросли и, следовательно, оказывают прямое воздействие. Кроме того, повторное взвешивание отложений снижает доступность света, что приводит к снижению фотосинтеза и замедлению роста.Некоторые противообрастающие добавки из судовых покрытий снижают фотосинтетическую эффективность морских водорослей. Гербициды из сельского хозяйства также могут влиять на водоросли и вызывать аналогичные эффекты. Повышение температуры воды, вызванное изменением климата, не только влияет на рост и выживание морских водорослей, но также может способствовать распространению патогенов, таких как потенциально эпидемическая болезнь истощения, которая в прошлом была причиной значительного сокращения количества водорослей. Дополнительными важными факторами давления, влияющими на луга, покрытые водорослями, являются, например, недостаток кислорода и повышенная концентрация сульфидов, прямые и косвенные последствия рыболовства и подкисление (Рисунок B.6.1.1).

Рисунок B.6.1.1. Воздействие отдельных видов деятельности человека на луга с водорослями. На основе систематического обзора литературы с использованием инструмента LiACAT (HELCOM 2016h).

Голубые мидии

Голубые мидии чувствительны к тяжелым металлам и другим загрязнениям, так как они являются фильтраторами и непосредственно накапливают металлы. Источниками загрязняющих веществ являются промышленность, наземная деятельность, атмосферные осаждения и деятельность на море, такая как гавани, судоходство, промышленность и разливы нефти.Защитные механизмы, которые индуцируются в мидиях, являются для них энергетически затратными и изменяют частоту сердечных сокращений и дыхание. Кроме того, ухудшается физическое состояние, замедляется рост и увеличивается смертность. Величина этих эффектов зависит от факторов окружающей среды, таких как соленость, температура и кислородные условия. Изменения температуры воды могут быть вызваны местными промышленными источниками тепла или изменением климата. В сочетании с подкислением наблюдались эффекты на ранних стадиях развития и толщине скорлупы.Более того, на рост и гибель раковин отрицательно влияют интерактивные эффекты снижения солености и повышения температуры. Последствия дноуглубительных работ, вызванные промысловой деятельностью, могут привести к сокращению численности голубых мидий из-за удаления видов и истирания морского дна. Считается, что инвазивный вид Crassostrea gigas конкурирует с голубыми мидиями и может изменять последствия антропогенного давления из-за различных уровней устойчивости к давлению (рисунок B.6.1.2).

Рисунок B.6.1.2. Воздействие выбранной деятельности человека на голубых мидий, чтобы показать структуру связи. На основе систематического обзора литературы с использованием инструмента LiACAT (HELCOM 2016h).

О Балтии — Балтика WWF

Экосистемные услуги

В Балтийском регионе многие из нас любят отдых на побережье, а некоторым даже посчастливилось иметь дом для отпуска, расположенный недалеко от побережья. И наше наслаждение морем, и цена нашего приморского дома напрямую зависят от качества воды.

Эти выгоды, получаемые морем, являются примерами экологических или «экосистемных услуг». Термин экосистема описывает сообщество животных и растений, взаимодействующих друг с другом и с их физической средой, такой как почвы, вода, питательные вещества и все типы живых организмов. Здоровые экосистемы всегда выполняли множество важных функций для человеческих сообществ — экосистемных услуг.

Океаны предоставляют четыре типа экосистемных услуг

Обеспечение — Мы собираем продукты питания, а также генетические, фармацевтические и химические ресурсы, удобрения, фураж и энергию.

Регулирование — Океан обеспечивает кислород (O2), которым мы дышим, и представляет собой крупнейший естественный сток углекислого газа (CO2) на Земле. Без связывания углерода в наших морях содержание CO2 в атмосфере было бы значительно выше, что имело бы серьезные последствия для глобального изменения климата. Море также регулирует местный климат, питательные вещества и нежелательных вредителей, таких как цветение токсичных водорослей, защищает от экстремальных погодных условий, задерживает отложения и хранит отходы.

Культурный — Море предоставляет нам рекреационные услуги, духовные и исторические услуги, пейзажи, образование и вдохновение, а также чувство передачи того, что у нас есть, будущим поколениям.

Поддержка — Примеры вспомогательных услуг включают биогеохимические циклы (пути, по которым химические элементы перемещаются через абиотические и биотические компартменты), первичное производство (преобразование солнечной энергии в биомассу), динамику пищевой сети (все процессы, посредством которых питательные вещества переносятся из один организм к другому в экосистеме), биоразнообразие, доступность среды обитания и устойчивость, то есть количество нарушений или стрессов, которые экосистема может поглотить и сохранить способность вернуться к состоянию, предшествующему возмущению.

Экосистемные услуги, без сомнения, являются основой жизни и развития человека . Однако в нашем индустриальном обществе природа и ее ценности в значительной степени игнорировались до тех пор, пока неисправность или утрата не привлекли внимание к их важности. За последние столетия добычи ресурсов люди изменили практически все природные экосистемы Земли. Этот процесс способствовал значительному повышению благосостояния людей и экономического процветания. Однако представление о том, что выгоды, получаемые от природы, являются «бесплатными» — в том смысле, что никто не владеет ими и не платит за них, — породило угрозу недооценки ценности природных ресурсов.Таким образом, нынешнее экономическое процветание, основанное на использовании природных ресурсов, было достигнуто дорогой ценой.

Устойчивое использование нашего природного капитала или экосистемных услуг может быть достигнуто только в том случае, если мы:

  • Используйте ресурсы не быстрее, чем они восстанавливаются
  • Заменить использование исчерпаемых ресурсов возобновляемыми
  • Не производить больше отходов, чем природа может поглотить и циркулировать в биогеохимических циклах

Глобальная смена парадигмы в управлении морскими экосистемами смещает акцент с видов на экосистемы, при этом человек является неотъемлемой частью экосистемы.Экосистемный подход подчеркивает важность экосистем для социально-экономического развития и стремится поддерживать долгосрочную способность экосистем производить товары и услуги для использования людьми.

(PDF) Экономико-географическая структура региона Балтийского моря

Человеческая география

20

укрепление транснациональных и трансграничных связей. Основные цели, которые сейчас стоят перед регионом

, заключаются в использовании этого потенциала на благо всех стран региона

, преодолении растущей политической конфронтации и развитии транснационального и трансграничного сотрудничества в различных областях.

Работа поддержана Российским научным фондом (проект 15-18-10000

«Трансграничная кластеризация на фоне изменений экономической и расселительной системы

прибрежных территорий европейской части России»).

Список литературы

1. Гутник А.П., Клемешев А. П. (ред.), 2006, Балтийский регион как полюс е-

экономической интеграции Северо-Запада Российской Федерации и Европейского союза

[Балтийский регион как полюс экономической интеграции Северо-Запада Руси-

Российская Федерация и Европейский Союз], Калининград, 392 с.

2. Васильева Н.А., Косов Ю. V. 2015, Евразийский регион: диалектика совре-

менного развития, Еврази

jskaja интеграция: экономика, право, политика [Евразийская интеграция: экономика,

],

право, политика. . 1 (17), с. 149–154.

3. Динамика калининградской идентичности: глобальные контексты и региональная

специфика

2015–2017, Отчет по проекту RHF.

4. Кивикари У., 1996, Экономическое пространство Балтийского региона.

Наследие Ганзы. Балтийский экономический регион], Хельсинки-Оттава, 156 с.

5. Концепция внешней политики Российской Федерации. Утверждена Президентом

РФ В. В. Путиным 12 февраля 2013 г. [Концепция внешней политики России. Ап-

подтверждено Президентом РФ В.В. Путиным, 12 февраля 2013 г.], 2013, Официальный сайт МИД РФ

, доступно по адресу: http: // archive.mid.ru/brp_4.nsf/

Лента новостей / 6D84DDEDEDBF7DA644257B160051BF7F (дата обращения 15.02.2016).

6. Межевич, Н.М. 2004, Балтийский регион и Россия на Балтике: специфика

позиционирования, Мегарегион — сетевая конфедерация [Мегарегион — сеть

федерация], 4 октября, доступно по адресу: http://megaregion.narod.ru/stenogr_11.htm (ac-

, дата обращения 15.02.2019).2016).

7. Межевич Н.М. 2000, Международные организации Балтийского моря: os-

новые направления и роль в формировании систем международных отношений. международные отношения], Санкт-Петербург, с. 3.

8. Народное хозяйство СССР в 1988 г. [Народное хозяйство СССР

1988], 1988, Москва, с. 766.

9.Регионы России. Основные характеристики суб # объектов Российской Федерации [Re-

регионов России. Основные характеристики Российской Федерации], 2015, Москва,

, доступно по адресу: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/

публикации / каталог / doc_1138623506156 ( дата обращения 15.02.2016).

10. Российский статистический ежегодник: 2015 [Статистический ежегодник: 2015], 2015,

Москва, доступно по адресу: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/

statistics / Publications / catalog / doc_1135087342078 (дата обращения 15.02.2016).

11. Федеральная таможенная служба, 2015,

, доступно по адресу: http://www.customs.ru/index.php?optioncom_newsfts&view=category

& id = 125 & Itemid = 2095 (дата обращения 15.02. .2016).

Экономические выгоды от достижения хорошего экологического статуса в финских морских водах Балтийского моря

Основные моменты

Оценивает экономические выгоды от достижения хорошего статуса в соответствии с MSFD ЕС.

Выгоды от достижения хорошего статуса в Финляндии составляют 432–509 миллионов евро в год.

Финны ценят здоровую морскую среду, даже если они сами не пользуются морем.

Важное значение имеют наличие среды обитания, а также рекреационные и эстетические ценности.

Финны уделяют особое внимание выделению средств на сокращение выбросов вредных веществ и эвтрофикации.

Реферат

В этом исследовании представлены денежные оценки выгод от достижения хорошего экологического статуса (GES) в морских водах Финляндии в Балтийском море.В разработанном исследовании условной оценки рассматриваются нерыночные выгоды, связанные со всеми дескрипторами, определяющими GES в Балтийском море, и оно разработано в соответствии с требованием Рамочной директивы ЕС по морской стратегии оценить национальные издержки деградации морской среды. Согласно результатам, финны готовы ежегодно вносить 105–123 евро на человека для достижения GES в морской акватории Финляндии. Это указывает на то, что общие денежные выгоды от достижения GES составляют 432–509 миллионов евро в год в Финляндии.Результаты также показывают, что финны ценят здоровую морскую среду независимо от того, насколько далеко от побережья они живут, и даже если они сами не пользуются морем. Они особенно хотят, чтобы государственное финансирование было направлено на сокращение выбросов опасных веществ и эвтрофикации. Кроме того, финны придают особое значение культурным экосистемным услугам, связанным с существованием среды обитания для видов, а также рекреационным и эстетическим ценностям. Это подтверждает, что государственные средства, используемые для мер по защите Балтийского моря, по-видимому, в значительной степени принимаются даже населением, в основном извлекающим выгоду из стоимости неиспользования.

Ключевые слова

Рамочная директива морской стратегии (MSFD)

Стоимость деградации

Балтийское море

Готовность платить

Условная оценка

Экосистемные услуги

Рекомендуемые статьи Цитирующие статьи (0)

Авторы © 2018. Опубликовано Elsevier Ltd.

Рекомендуемые статьи

Цитирующие статьи

% PDF-1.4
%
1 0 объект
>>>
эндобдж
2 0 obj
> поток
2013-03-06T16: 43: 26 + 01: 002013-03-06T16: 43: 42 + 01: 002013-03-06T16: 43: 42 + 01: 00Adobe InDesign CS6 (Macintosh) uuid: 4cfff646-c705-4d40- 8c41-a9d329a6f52bxmp.сделал: FD7F11740720681195FE8971FB23922Fxmp.id: 6F1109B83F206811822AC9A7FC1BB835proof: pdfxmp.iid: 726C4FA93F206811822AC9A7FC1BB835xmp.did: D9408E640F206811822AC3DE1A53F923xmp.did: FD7F11740720681195FE8971FB23922Fdefault

  • convertedfrom применение / х-InDesign к применению / pdfAdobe InDesign CS6 (Macintosh) / 2013-03-06T16: 43: 26 + 01: 00
  • application / pdf Adobe PDF Library 10.0.1 Ложь
    конечный поток
    эндобдж
    3 0 obj
    >
    эндобдж
    5 0 obj
    >
    эндобдж
    6 0 obj
    >
    эндобдж
    7 0 объект
    >
    эндобдж
    8 0 объект
    >
    эндобдж
    9 0 объект
    >
    эндобдж
    30 0 объект
    >
    эндобдж
    31 0 объект
    >
    эндобдж
    32 0 объект
    >
    эндобдж
    33 0 объект
    >
    эндобдж
    34 0 объект
    >
    эндобдж
    35 0 объект
    >
    эндобдж
    36 0 объект
    >
    эндобдж
    67 0 объект
    > / Font> / ProcSet [/ PDF / Text] / XObject >>> / TrimBox [0.0 0,0 595,276 841,89] / Тип / Страница >>
    эндобдж
    68 0 объект
    > / Font> / ProcSet [/ PDF / Text] / XObject >>> / TrimBox [0.0 0.0 595.276 841.89] / Type / Page >>
    эндобдж
    69 0 объект
    > / Font> / ProcSet [/ PDF / Text] / XObject >>> / TrimBox [0.0 0.0 595.276 841.89] / Type / Page >>
    эндобдж
    70 0 объект
    > / Font> / ProcSet [/ PDF / Text] / XObject >>> / TrimBox [0.0 0.0 595.276 841.89] / Type / Page >>
    эндобдж
    71 0 объект
    > / Font> / ProcSet [/ PDF / Text] / XObject >>> / TrimBox [0.0 0,0 595,276 841,89] / Тип / Страница >>
    эндобдж
    72 0 объект
    > / Font> / ProcSet [/ PDF / Text] / XObject >>> / TrimBox [0.0 0.0 595.276 841.89] / Type / Page >>
    эндобдж
    73 0 объект
    > / Font> / ProcSet [/ PDF / Text] / XObject >>> / TrimBox [0.0 0.0 595.276 841.89] / Type / Page >>
    эндобдж
    74 0 объект
    > / Font> / ProcSet [/ PDF / Text] / XObject >>> / TrimBox [0.0 0.0 595.276 841.89] / Type / Page >>
    эндобдж
    75 0 объект
    > / Font> / ProcSet [/ PDF / Text] / XObject >>> / TrimBox [0.pZXHboq @ ¶̹Lj0Ӏ @ & 9 @ BDBxV0QVvL4E1OD «u, HxT ~ 3 *? Iv $!> q0I @ LdE1uAԅ0uA | T] Pu! Lr0u! dqE1} b
    DcQL, OOO = 1 φlƆh $ Q;: 7 * 򖅁) X, d

    Lh $ f: «(L $ Ŕ}»
    塦! * T_0a = @ ő [TŁuc * L; & L`h, = 6D «Qvy @ f3% h`

    Экономический и социальный анализ | Pan Baltic Scope

    Разработанные на региональном уровне методы и инструменты для оценки кумулятивного воздействия и социально-экономического анализа до сих пор не учитывали потребности MSP, несмотря на их потенциал использования для MSP.

    Экономический и социальный анализ иллюстрирует важность морской среды Балтийского моря для общества, вклад морской среды в благополучие нынешнего и будущих поколений, а также в национальную и региональную экономику.Экономические последствия происходят из двух источников: использование морских вод и состояние морской среды. Человеческая деятельность, зависящая от моря, приносит значительные экономические выгоды как с точки зрения ее воздействия на национальную экономику и занятость, так и в более широком смысле для благосостояния граждан. Действия по защите морской среды могут также принести экономические выгоды как для секторов экономики, так и для граждан.

    Необходимо разработать способы включения экологических аспектов в более широком смысле в MSP и гармонизировать подходы между странами.Планирование требует не только пространственной информации о местообитаниях и видах, но и понимания ценности, которую они представляют для людей и здоровых экосистем, например, какие среды обитания необходимы для пополнения запасов рыбы. Эти мероприятия предоставят национальным процессам MSP актуальные и полезные данные для планирования, которых сегодня в значительной степени не хватает.

    Мероприятие «Экономический и социальный анализ» в рамках рабочего пакета «Продвижение внедрения экосистемного подхода и обмена данными» основано на предыдущей работе по экономическому и социальному анализу, который был разработан в ХЕЛКОМ в рамках проекта ТАПАС в 2016 году и проекта SPICE в 2017 г., при софинансировании ЕС.В рамках проектов TAPAS и SPICE был проведен экономический и социальный анализ использования морских вод и стоимости деградации для региона Балтийского моря. Кроме того, в проекте SPICE были разработаны подход к экосистемным услугам, базовый сценарий и интеграция экономики в оценку деятельности, нагрузок, состояния и воздействий. И TAPAS, и SPICE поддерживают проект по разработке второй целостной оценки состояния экосистемы Балтийского моря (HOLAS II), который продлится с декабря 2014 года по июнь 2018 года.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *