Договор водоснабжения и водоотведения между ук и рсо: Разграничение балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности по договору холодного водоснабжения и водоотведения между РСО и управляющей организацией
Содержание
Разграничение балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности по договору холодного водоснабжения и водоотведения между РСО и управляющей организацией
Разграничение балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности по договору холодного водоснабжения и водоотведения между РСО и управляющей организацией
Вопрос:
В адрес управляющей компании от РСО направлен на рассмотрение договор холодного водоснабжения и водотведения в целях содержания общего имущества в многоквартирных жилых домах на следующий год. В данном договоре присутствует приложение: акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности. Границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности установлены согласно п.31_1 и п.31_2 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644. По системе водоотведения РСО указывает границу балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности — внутреннюю стенку первого смотрового колодца. Балансодержатель участка инженерных сетей от стены дома до сетей, состоящих на балансе РСО, не относится к общедомовому имуществу и не определен.
Является ли со стороны РСО нарушением правовых оснований договора его заключение на таких условиях? Как в таком случае заключать договор?
Ответ:
1. При условии, что участок инженерной сети водоотведения от многоквартирного дома до сетей, стоящих на балансе РСО, не является общедомовым имуществом и является бесхозяйным, РСО не в праве возлагать на управляющую компанию обязанность обслуживать данный участок сети.
Более подробно смотрите в Обосновании.
2. Для заключения договора на условиях управляющей компании необходимо направить обоснованный протокол разногласий, а в случае отказа РСО его принять — обратиться в суд.
Обоснование:
1. Стороны договора (в Вашем случае — управляющая организация (далее — УО) и ресурсоснабжающая организация (далее — РСО)) сами определяют условия договора, за исключением случаев, когда закон требует включения таких условий в договор (п. 4 ст. 421 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ)).
К таким условиям относится описание границ эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности для договора водоснабжения и водоотведения (п. 8 ч. 5 ст. 13, п. 11 ч. 5 ст. 14 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее — Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ), пп. «з» п. 21 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 (далее — Правила холодного водоснабжения и водоотведения)).
Иными словами, УО и РСО для заключения договора водоснабжения и водоотведения должны достичь соглашения по поводу описания границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности (п. 1 ст. 432 ГК РФ).
В Вашем случае РСО предлагает для определения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности использовать п. 31_1 и п. 31_2 Правил холодного водоснабжения и водоотведения. Формально РСО не вышла за рамки законодательства. Однако указанные пункты предполагают два различных варианта описания границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности:
- по балансовой принадлежности при условии владения объектами водоснабжения и водоотведения;
- в остальных случаях — по внешней границе стены здания для холодного водоснабжения и по первому смотровому колодцу для водоотведения.
Внешней границей сетей водоснабжения и водоотведения, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома (далее — МКД), является внешняя поверхность стены МКД, если иное не установлено законом, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета — место его соединения с сетью водоснабжения и (или) водоотведения, если иное не установлено общим собранием собственников помещений в МКД (п. 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491).
Вами предоставлена информация о том, что участок инженерных сетей от стены МКД до сетей, состоящих на балансе РСО, не относится к общедомовому имуществу и его балансодержатель не определен. Следовательно, данный участок инженерной сети водоотведения является бесхозяйным.
Обращаем внимание, что судебная практика исходит из позиции, что основой при определении границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности является установление факта права собственности или иного вещного права на объекты водоснабжения и (или) водоотведения (водопроводные и (или) канализационные сети).
По мнению судов, возложение на абонента обязанности по обслуживанию не принадлежащих ему сетей, собственник которых или иной владелец неизвестны, не соответствует действующему законодательству. Нахождение таких участков сетей не в собственности абонента не накладывает на него обязательств по их эксплуатации.
В случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется РСО либо организацией, которая осуществляет водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам, в силу ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ.
Следовательно, бесхозяйный участок инженерной системы водоотведения должен эксплуатироваться РСО (либо иной организацией, осуществляющей водоотведение, чьи сети присоединены к бесхозяйному участку) и входить в ее границы эксплуатационной ответственности.
Эта позиция подтверждается:
- Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20.10.2020 по делу N А27-24426/2019;
- Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 29.10.2020 по делу N А83-7576/2018.
2. Следует отметить, что п. 31_4 Правил холодного водоснабжения и водоотведения позволяет Вам предлагать РСО свой вариант описания балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности. Соответственно, Вам необходимо направить в адрес РСО протокол разногласий к договору холодного водоснабжения и водоотведения.
Порядок направления протокола разногласий по проекту договора водоснабжения и водоотведения, предложенного РСО, указан в п. 13, 14 Правил холодного водоснабжения и водоотведения.
В том случае если УО не представит возражения по проекту договора водоснабжения и водоотведения (в Вашем случае — свой вариант описания границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности), то договор водоснабжения и водоотведения между УО и РСО будет считаться заключенным в редакции, предложенной РСО (п. 12 Правил холодного водоснабжения и водоотведения).
Также обращаем внимание, что игнорирование РСО протокола разногласий, предоставленного другой стороной договора (в Вашем случае — УО), рассматривается судами как уклонение от заключения договора водоснабжения и водоотведения (Подробнее в Постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа от 16.01.2017 по делу N А51-1242/2016).
Если соглашение по разграничению балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности не будет достигнуто, то УО вправе обратиться в суд (п. 14 Правил холодного водоснабжения и водоотведения). Условия договора в таком случае будут определяться в соответствии с решением суда (п. 1 ст. 446 ГК РФ).
Служба поддержки пользователей систем «Кодекс»/»Техэксперт»
Эксперт Качалина Мария Александровна
Основная информация
03.04.2018 вступил в силу Федеральный закон от 03.04.2018 № 59-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации», предусматривающий переход к прямым отношениям между потребителями (гражданами) и ресурсоснабжающими организациями (далее — РСО).
Переход потребителей на прямые договоры с РСО предусматривает следующий порядок.
1. На общем собрании собственников помещений многоквартирного дома (далее – МКД), проведенного начиная с 03.04.2018, должно быть принято решение о заключении собственниками помещений в многоквартирном доме (далее – собственники) действующими от своего имени, договоров холодного водоснабжения, водоотведения (далее – договоры) с РСО в порядке, установленном жилищным законодательством.
2. Лицо, по инициативе которого было созвано общее собрание собственников помещений МКД (далее — ОС), представляет (направляет) копии решений собственников и копию протокола общего собрания в РСО не позднее, чем через десять дней после проведения такого собрания (РСО не рассматривает документы, представленные иными лицами).
Копии решений собственников и копию протокола общего собрания необходимо представить по адресу: Санкт-Петербург, ул. Комсомола, д. 19, строение 1.
3. Договоры считаются заключенными со всеми собственниками одновременно с даты, определенной в решении ОС.
Срок заключения договоров может быть перенесен по решению РСО на 3 календарных месяца.
4. РСО уведомляет лицо, по инициативе которого было созвано ОС, о переносе срока заключения договоров.
Перенос срока осуществляется РСО для проведения мероприятий, направленных на получение от исполнителя (УК, ТСЖ, ЖСК) информации, необходимой для заключения договоров с собственниками помещений и начисления платы за соответствующие коммунальные услуги.
По истечении 3 месяцев договоры считаются заключенными со всеми собственниками одновременно.
Обращение каждого собственника отдельной квартиры на оформление договоров не требуется.
Заключение договора с потребителем в отношении квартиры в письменной форме не требуется.
До утверждения Правительством Российской Федерации типовых договоров, условия договоров, заключенных между собственниками помещений в многоквартирном доме и РСО, определяются в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Для организации расчетов исполнитель (УК, ТСЖ, ЖСК) обязан предоставить РСО информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги, в том числе о показаниях индивидуальных приборов учета и коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме.
Переход на прямые отношения предусматривает сохранение расчетов между потребителями (гражданами) и исполнителем коммунальных услуг (УК, ТСЖ, ЖСК) в части платы за холодное водоснабжение на содержание общего имущества многоквартирного дома.
При наличии прямых договоров между РСО и потребителем, кроме счетов (квитанций) от РСО за коммунальные услуги, от исполнителя (УК, ТСЖ, ЖСК) потребителям будут выставляться счета (квитанции) за ресурс, который используется для содержания общего имущества многоквартирного дома, на основании ранее заключенных с ним договоров.
Ответственность за качество коммунальных ресурсов на внутридомовых инженерных системах многоквартирного дома несет исполнитель.
РСО отвечает за качество поданного ресурса на границе раздела централизованных систем и внутридомовых инженерных систем.
Особенности договоров ресурсоснабжения
Согласно поправкам, внесенным в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные ПП РФ от 06.05.2011 № 354 (далее — Правила 354), Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2016 г. № 1498 собственники нежилых помещений с 01.01.2017 обязаны заключать договоры ресурсоснабжения с ресурсоснабжающими организациями (РСО), а договоры предоставления коммунальных услуг между собственниками нежилых помещений и исполнителями таких услуг (УО/ТСЖ/ЖСК) теперь исключены. Ранее на сайте АКАТО была опубликована статья о проблемах, возникающих при переходе собственников нежилых помещений от договоров предоставления коммунальных услуг с УО/ТСЖ/ЖСК к договорам ресурсоснабжения с РСО. В настоящей статье проанализируем особенности договоров ресурсоснабжения, заключаемых между собственниками нежилых помещений и РСО.
Предмет договора ресурсоснабжения, особенности расчетов
В соответствии с абзацем 3 пункта 6 Правил 354 «поставка холодной воды, горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии и газа в нежилое помещение в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод осуществляются на основании договоров ресурсоснабжения, заключенных в письменной форме непосредственно с ресурсоснабжающей организацией». В соответствии с абзацем 3 пункта 7 Правил 354 «поставка холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии и газа в нежилое помещение в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод осуществляются на основании договора ресурсоснабжения, заключенного в письменной форме с ресурсоснабжающей организацией, который должен соответствовать положениям законодательства Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении». Для отопления тот же пункт 7 Правил 354 устанавливает специальное требование: «определение объема потребленной в нежилом помещении тепловой энергии и способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению осуществляется в соответствии с настоящими Правилами».
Согласно абзацу 5 пункта 6 Правил 354 «в случае отсутствия у потребителя в нежилом помещении письменного договора ресурсоснабжения, предусматривающего поставку коммунальных ресурсов в нежилое помещение в многоквартирном доме, заключенного с ресурсоснабжающей организацией, объем коммунальных ресурсов, потребленных в таком нежилом помещении, определяется ресурсоснабжающей организацией расчетными способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации о водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении для случаев бездоговорного потребления (самовольного пользования)».
Таким образом, расчет объемов потребления всех коммунальных ресурсов, кроме теплоэнергии на нужды отопления, производится в соответствии не с Правилами 354, не с ПП РФ от 14.02.2012 № 124, не с иными нормативными правовыми актами (НПА) жилищного законодательства, а в соответствии с НПА именно гражданского законодательства — о водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении и газоснабжении. Расчет объема потребления теплоэнергии с целью отопления производится в соответствии с Правилами 354, однако сам договор ресурсоснабжения при этом должен соответствовать именно законодательству о теплоснабжении.
В соответствии с абзацем 3 пункта 7 Правил 354 «в случае несоответствия указанного договора положениям законодательства Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении договор считается заключенным на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении и настоящими Правилами».
Стоит отметить, что гражданское законодательство о водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении и газоснабжении предусматривает возможность заключения договоров ресурсоснабжения только в том случае, если сеть потребителя ресурса непосредственно присоединена к сети РСО. А поскольку нежилое помещение находится в многоквартирном доме (далее – МКД), то сеть нежилого помещения присоединяется не к сети РСО, а к внутридомовой сети МКД (которая, в свою очередь, присоединяется к сети РСО), из чего можно сделать вывод, что заключение договора ресурсоснабжения между собственникм нежилого помещения в МКД и РСО не основано на законе. Однако, такой вывод не будет правильным, поскольку Правила 354 прямо указывают на необходимость заключения договоров ресурсоснабжения между РСО и собственниками нежилых помещений, и то обстоятельство, что сеть нежилого помещения не имеет прямого подключения к сети РСО, не может являться основанием для уклонения от заключения такого договора.
Важнейшей частью договора ресурсоснабжения является порядок расчета объема потребленного в нежилом помещении коммунального ресурса. И если для случаев оборудования нежилого помещения индивидуальными приборами учета (ИПУ) коммунальных ресурсов расчет объемов их потребления и в жилищном, и в гражданском законодательстве одинаков, то при отсутствии ИПУ к порядку расчета объемов потребления возникают вопросы.
Договоры электроснабжения
Договор электроснабжения заключается в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (параграф 6 главы 30), Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35 «Об электроэнергетике», Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2011 г. № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», Постановления Правительства РФ от 04 мая 2012 г. № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» и иных нормативных правовых актов.
По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (п. 1 ст. 539 ГК РФ).
Из анализа законодательства следует, что договор ресурсоснабжения заключается с потребителем при условии обеспечения учета потребления энергии, то есть при наличии прибора, позволяющего учесть количество потребленной энергии. Однако возможны ситуации, когда потребителем не были предоставлены показания в определенный период, прибор учета вышел из строя или же просто отсутствует. В этом случае расчет ведется либо в порядке, предусмотренном самим договором, либо (в случае отсутствия такого порядка в договоре, либо при отсутствии договора вообще), в порядке, предусмотренном Приложением N 3 к Основным положениям функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. ПП РФ от 04.05.2012 № 442.
Договоры ХВС, ГВС, отведения сточных вод
Договоры горячего и холодного водоснабжения и водоотведения заключаются в соответствии с Федеральным законом от 07 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. № 641 «Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения», приказом ФСТ России от 27 декабря 2013 г. № 1746-э «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», приказом ФСТ России от 16 июля 2014 г. № 1154-э «Об утверждении Регламента установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», постановлением Правительства РФ от 04 сентября 2013 г. № 776 «Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод» и иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с п. 1 ст. 13 федерального закона от 07 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» по договору горячего или холодного водоснабжения (далее также – договор водоснабжения) организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.
Отметим, что согласно п. 2 ст. 13 федерального закона от 07 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к договору водоснабжения применяются положения о договоре об энергоснабжении, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоснабжения. О некоторых особенностях договора энергоснабжения мы говорили в данной статье выше.
Что касается формы договора, то типовые формы утверждены постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 г. № 645 «Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения».
Согласно п. 14 Постановления Правительства РФ от 04 сентября 2013 г. № 776 «Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод» (далее – Постановление 776) коммерческий учет воды осуществляется расчетным способом в следующих случаях:
а) при отсутствии прибора учета, в том числе в случае самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами водоснабжения;
б) в случае неисправности прибора учета;
в) при нарушении в течение более 6 месяцев сроков представления показаний прибора учета, являющегося собственностью абонента или транзитной организации, за исключением случаев предварительного уведомления абонентом или транзитной организацией организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, о временном прекращении потребления воды.
В соответствии с п. 15 Постановления № 776 при расчетном способе коммерческого учета воды применяются:
а) метод учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения;
б) метод расчетного среднемесячного (среднесуточного, среднечасового) количества поданной (транспортируемой) воды;
в) метод гарантированного объема подачи воды;
г) метод суммирования объемов воды.
Более подробно случаи и порядок применения каждого метода раскрыты в указанном Постановлении (пункты 16-18, 20 Постановления 776). В каждом случае нужно будет исходить из индивидуальных особенностей ситуации.
В соответствии с п. 22 Постановления № 776 коммерческий учет сточных вод осуществляется расчетным способом в следующих случаях:
а) при отсутствии прибора учета, в том числе в случае самовольного присоединения и (или) пользования централизованной системой водоотведения;
б) в случае неисправности прибора учета;
в) при нарушении в течение более 6 месяцев сроков представления показаний прибора учета организации, осуществляющей водоотведение, за исключением случаев предварительного уведомления абонентом такой организации о временном прекращении сброса сточных вод.
Объем сточных вод при отсутствии прибора учета этих сточных вод определяется как потребленный суммарный объем холодной и горячей воды.
Исходя из сказанного, в случае отсутствия приборов учета горячего, холодного водоснабжения и/или водоотведения необходимо пользоваться расчетным методом, выбирая способ расчета исходя из конкретной ситуации.
Договоры теплоснабжения
Договор теплоснабжения заключается в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. № 832 «О повышении эффективности использования энергетических ресурсов и воды предприятиями, учреждениями и организациями бюджетной сферы», Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08 августа 2012 г. № 808, Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. № 1034 (далее – Правила 1034) и иными актами.
Пункт 1 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения.
Согласно п. 20 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08 августа 2012 г. № 808 по договору теплоснабжения теплоснабжающая организация обязуется поставить тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, а потребитель тепловой энергии обязан принять и оплатить тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, соблюдая режим потребления тепловой энергии.
В соответствии с п. 7 Правил 354 определение объема потребленной в нежилом помещении тепловой энергии и способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.
То есть, несмотря на то, что сам договор теплоснабжения должен соответствовать требованиям гражданского законодательства о теплоснабжении, объем теплоэнергии, потребленной на нужды отопления нежилого помещения, определяется в соответствии с жилищным законодательством, а именно в соответствии с Правилами 354. Необходимо отметить, что Правила 354 устанавливают одинаковый порядок расчета стоимости отопления и для жилых, и для нежилых помещений.
Ранее на сайте АКАТО уже публиковалась статья, посвященная вводу в эксплуатацию общедомового прибора отопления (далее – ОПУ), в которой были разъяснены все предусмотренные Правилами 354 варианты расчета объема потребления теплоэнергии на отопление. В настоящей статье не будем повторять эти разъяснения, обратим внимание лишь на одну очень распространенную ошибку при расчете стоимости отопления в нежилых помещениях в ситуации, когда нежилое помещение оборудовано ИПУ теплоэнергии. Очень часто показания такого ИПУ используются в расчетах, независимо от наличия в доме ОПУ и независимо от оборудования всех остальных помещений (жилых и нежилых) этого дома ИПУ. Вместе с тем, Правила 354 предусматривают возможность использования в расчетах отопления показаний ИПУ исключительно в случае, если МКД оборудован ОПУ и все 100% помещений дома оборудованы ИПУ. Если же хотя бы одно жилое или нежилое помещение не оборудовано ИПУ или дом не оборудован ОПУ теплоэнергии, показания индивидуальных приборов учета теплоэнергии в расчетах неприменимы.
Отметим, что при расчете стоимости отопления, потребленного в нежилом помещении МКД, необходимо так же, как и для всех других помещений этого дома, учитывать способ осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению. Кроме того, в случае отсутствия в доме ОПУ, в расчетах применяется норматив потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденный органами госвласти субъекта РФ в соответствии с жилищным законодательством.
Коммунальные ресурсы на содержание общего имущества
В соответствии с частями 1-2 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника. При этом жилищное законодательство не делает различий между собственниками жилых и нежилых помещений в МКД – и те, и другие обязаны оплачивать содержание общего имущество дома в доле, пропорциональной доле площади принадлежащих им помещений в общей площади помещений дома. При этом коммунальные ресурсы (холодная вода, горячая вода, электрическая энергия), потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме – ранее называемые «коммунальные услуги на общедомовые нужды» («КУ на ОДН») – с 01.01.2017 Федеральным законом от 29.06.2015 N176-ФЗ включены в состав «содержания жилья».
Таким образом, заключение прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями не освобождает собственников нежилых помещений от обязанности оплачивать содержание общего имущества многоквартирного дома в пользу лица, предоставляющего услуги по содержанию (УО/ТСЖ), в том числе оплачивать в составе содержания коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД (далее – КР на СОИ). То есть, собственник нежилого помещения обязан отдельно оплачивать потребленные в своем помещении коммунальные услуги в пользу РСО и отдельно оплачивать КР на СОИ в составе содержания.
Заключение
В настоящей статье проанализированы требования к договорам ресурсоснабжения между РСО и собственниками нежилых помещений в МКД. Из приведенного анализа следует, что переход на договоры с РСО не означает простой смены лица, в пользу которого собственники нежилых помещений оплачивают коммунальные услуги, а влечет за собой ряд изменений порядка расчета стоимости потребленных коммунальных ресурсов.
Можно предположить, что договоры между РСО и нежилыми помещениями названы договорами ресурсоснабжения, а не договорами предоставления коммунальных услуг с целью исключения появления в одном МКД нескольких исполнителей коммунальных услуг. Однако, установлением требований о соответствии таких договоров именно нормам гражданского, а не жилищного законодательства создан ряд неопределенностей (исключением является поставка теплоэнергии для целей отопления – методы расчета этого коммунального ресурса не меняются – по всем остальным коммунальным ресурсам неизбежно будут возникать вопросы, требующие разрешения надзорными органами и судами).
Например, различия порядков расчета, установленных жилищным и гражданским законодательством, может привести к некорректному расчету объемов КР на СОИ, к изменению рассчитанных и предъявленных к оплате объемов потребления коммунальных ресурсов, потребленных в нежилом помещении, при переходе от договора предоставления коммунальных услуг к договору ресурсоснабжения при сохранении фактических объемов потребления.
***********************************
Важная информация для РСО!
АКАТО приглашает специалистов РСО на специализированные мероприятия по разъяснению положений федерального закона от 03.04.2018 № 59-ФЗ («закон о прямых договорах») и ряда других актуальных для ресурсоснабжающих организаций вопросов:
07 июня 2018 года состоится вебинар «Деятельность РСО: “прямые договоры” и другие актуальные вопросы». Вебинар проведет известный российский эксперт Ольга Яндыева. Подробнее по ссылке > > >
28 июня 2018 года состоится очный семинар в Екатеринбурге «Актуальные вопросы деятельности РСО: “прямые договоры” и другие важнейшие поправки законодательства». Семинар проведет эксперт по юридическим вопросам ЖКХ Игорь Кокин. Подробнее по ссылке > > >
Точка поставки коммунального ресурса и граница эксплуатационной ответственности — Статьи
С целью сокращения потерь на сетях РСО стремится установить точку поставки как можно дальше от конечного потребителя, что абсолютно невыгодно для другой стороны договора. В данной статье будет рассмотрен способ законного определения точек поставки и границ эксплуатационной ответственности сторон.
Понятия и нормативное регулирование.
Для начала определим, что же является точкой поставки и границей эксплуатационной ответственности для каждого вида ресурсов согласно действующему законодательству.
Наиболее полное представление о названных категориях можно составить на основе законодательных актов, регулирующих порядок поставки электрической энергии. Так, определение точки поставки содержится в Правилах электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 № 530. Это место в электрической сети, находящееся на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств покупателя электрической энергии либо лица, в интересах которого он ее приобретает, и являющееся местом исполнения обязательства по поставке электрической энергии, используемым для определения объема взаимных обязательств субъектов розничного рынка.
Как видно из данного определения, точка поставки находится на границе балансовой принадлежности, которой в соответствии с Правилами доступа к услугам по передаче электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, является линия раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами праве, определяющая границу эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и потребителем услуг по ее передаче (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) за состояние и обслуживание электроустановок.
Границы балансовой принадлежности определяются актом разграничения балансовой принадлежности электросетей – документом, составленным в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств физических и юридических лиц к электрическим сетям.
Границы ответственности сторон за эксплуатацию соответствующих энергопринимающих устройств и объектов электросетевого хозяйства устанавливаются актом разграничения эксплуатационной ответственности сторон, составляемым сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств.
В Правилах пользования системами коммунального водоснабжения и канализации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 № 167, также приведены понятия границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности. В частности, границей балансовой принадлежности названа линия раздела элементов систем водоснабжения и (или) канализации и сооружений на них между владельцами по признаку собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления. Границей эксплуатационной ответственности признается линия раздела элементов систем водоснабжения и (или) канализации (водопроводных и канализационных сетей и сооружений на них) по признаку обязанностей (ответственности) за эксплуатацию элементов систем водоснабжения и (или) канализации, устанавливаемая соглашением сторон. При отсутствии такого соглашения граница эксплуатационной ответственности определяется по границе балансовой принадлежности.
В пункте 5 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении) также указано, что местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей или теплосетевой организации либо в точке подключения к бесхозяйной тепловой сети.
Подпунктом 3 п. 4 ст. 17 Закона о теплоснабжении установлено, что ответственность теплосетевой и теплоснабжающей организаций за состояние и обслуживание объектов тепловой сети определяется границей балансовой принадлежности, фиксируемой в акте о разграничении балансовой принадлежности тепловых сетей и акте о разграничении эксплуатационной ответственности сторон (в приложениях к такому договору).
Согласно п. 2 ст. 19 Закона о теплоснабжении коммерческий учет тепловой энергии и теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета.
Точка учета тепловой энергии и теплоносителя – это место в системе теплоснабжения, в котором с помощью приборов учета или расчетным путем устанавливаются количество и качество производимых, передаваемых или потребляемых тепловой энергии и теплоносителя для целей коммерческого учета (п. 24 ст. 2 Закона о теплоснабжении).
Понятия в области газоснабжения несколько отличаются от приведенных выше. Они изложены в п. 3 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549. Поставкой газа считается выполнение поставщиком газа обязательств, вытекающих из договора, выражающееся в совершении совокупности действий, обеспечивающих подачу природного газа по газораспределительной сети либо сжиженного углеводородного газа из резервуарной или групповой баллонной установки до границы раздела собственности на газораспределительные (присоединенные) сети, определенной в установленном порядке. В свою очередь, к внутридомовому газовому оборудованию отнесены газопроводы многоквартирного дома (МКД) или жилого дома, подключенные к газораспределительной сети либо резервуарной (групповой) баллонной установке, обеспечивающие подачу газа до места подключения газоиспользующего оборудования, а также газоиспользующее оборудование и приборы учета газа.
Несмотря на то, что во всех перечисленных законодательных актах даны отличные друг от друга понятия точки поставки, границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, их суть все же сводится к следующему. Граница балансовой принадлежности, являющаяся границей раздела собственности, определяет границу эксплуатационной ответственности, а также точку поставки коммунального ресурса (точку учета, в которой устанавливается соответствующий прибор). При этом граница эксплуатационной ответственности предполагает линию раздела по признаку возложения бремени содержания соответствующих инженерных коммуникаций и в основном проходит по границе балансовой принадлежности, однако стороны договора могут согласовать и иную границу эксплуатационной ответственности.
Состав общего имущества собственников помещений в МКД.
Из анализа приведенных выше норм следует, что границы балансовой принадлежности зависят от границ собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления инженерных сетей. Следовательно, необходимо определить, где проходят данные границы.
В связи с тем, что УК заключает договоры с РСО и приобретает соответствующие ресурсы с целью оказания коммунальных услуг гражданам, положения ЖК РФ, Правил предоставления коммунальных услуг, а также Правил содержания общего имущества регулируют взаимоотношения по договору ресурсоснабжения.
Согласно п. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом УК обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме и предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в доме. Поэтому необходимо определить состав общего имущества собственников и установить, зависят ли границы балансовой принадлежности инженерных сетей от состава общего имущества.
В силу п. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в МКД принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся за пределами или внутри помещений дома и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
В соответствии с п. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии – на основании нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.
Следовательно, принимая в управление МКД, УК обязуется обеспечить поставку коммунальных ресурсов, объем которых определяется по показаниям приборов учета, а также надлежащую эксплуатацию всего вышеперечисленного общего имущества собственников помещений в МКД. Для определения точки поставки соответствующего коммунального ресурса в МКД необходимо определить, в каком месте должен быть установлен прибор учета, а также ответить на вопрос, где проходит граница эксплуатационной ответственности и находится точка поставки ресурса при отсутствии прибора учета.
В соответствии с п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг коллективный (общедомовой) прибор учета является средством измерения, используемым для определения объемов (количества) коммунальных ресурсов, поданных в МКД.
Собственники помещений в МКД (в случае выбора непосредственного управления МКД) и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у РСО объемы (количество) холодной и горячей воды, газа, электрической и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения, исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством РФ (п. 7 Правил предоставления коммунальных услуг).
Пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг определено, что к внутридомовым инженерным системам относятся инженерные коммуникации и оборудование, предназначенные для предоставления коммунальных услуг и расположенные в помещениях МКД или в жилом доме.
Из пунктов 5, 6 и 7 Правил содержания общего имущества следует, что внутридомовые системы холодного, горячего водоснабжения, газоснабжения, отопления и электроснабжения, а также коллективные (общедомовые) приборы учета включаются в состав общего имущества собственников помещений.
Согласно п. 8 Правил содержания общего имущества внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, является внешняя граница стены МКД (если иное не установлено законодательством РФ), а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса – место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в МКД (если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или РСО).
Из совокупности вышеназванных норм следует, что точкой поставки соответствующего коммунального ресурса и границей эксплуатационной ответственности является внешняя граница сетей, входящих в состав общего имущества собственников. По общему правилу этой границей при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета считается внешняя граница стены МКД, а при его наличии – место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей сетью РСО, входящей в МКД.
На практике часто встречаются случаи, когда на границе стены МКД не заканчивается общее имущество собственников. Соответственно, точка поставки и границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности определяются не по внешней границе стены МКД.
Это согласуется с положениями ст. 36 ЖК РФ, на основании которой к общему имуществу относятся, в частности, земельный участок, на котором расположен МКД, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке. Границы и размер этого земельного участка определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.
В связи с тем, что от установленных границ эксплуатационной ответственности зависит, какие участки инженерного оборудования будет обслуживать УК, во избежание споров в процессе исполнения договора между РСО и УК должны быть подписаны акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности. При этом необходимо учитывать следующее.
Пунктом 7 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 установлено, что границы обособленных земельных участков, в пределах которых расположены объекты недвижимого имущества, предназначенные для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения и водоотведения, а также зон действия публичных сервитутов в пределах жилых кварталов, микрорайонов для обеспечения беспрепятственного обслуживания указанного имущества, устанавливаются органами местного самоуправления.
Таким образом, по каждому МКД органы местного самоуправления должны определить границы земельного участка, относящегося к общему имуществу дома. Границы земельного участка, входящего в состав общего имущества МКД, определяют границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, которые должны фиксироваться в акте между УК и РСО. Соответственно, если границы земельного участка больше площади МКД, содержание инженерных коммуникаций, проходящих по данному земельному участку, возлагается на УК на основании договора управления.
Бесхозяйные инженерные сети.
К сожалению, на практике часто встречаются случаи, когда инженерные сети не входят в зону ответственности ни одной стороны договора ресурсоснабжения, то есть являются бесхозяйными. Кто в этом случае должен обслуживать данные сети и оплачивать потери коммунальных ресурсов в них?
Пунктом 4 ст. 8 Закона о теплоснабжении определено: если организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, осуществляют эксплуатацию тепловых сетей, собственник или иной законный владелец которых не установлен (бесхозяйные тепловые сети), затраты на содержание, ремонт и эксплуатацию таких тепловых сетей учитываются при установлении тарифов в отношении указанных организаций в порядке, предусмотренном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утверждаемыми Правительством РФ.
В соответствии с п. 6 ст. 15 Закона о теплоснабжении в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления поселения или городского округа до признания права собственности на указанные тепловые сети в течение 30 дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с данными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят такие тепловые сети и которая осуществляет их содержание и обслуживание. Орган регулирования должен включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.
Согласно п. 55.1 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 (в ред. Приказа от 31.07.2007 № 138-э/6), если расходы на эксплуатацию бесхозяйных сетей не учтены при установлении тарифов, потребитель электрической энергии, присоединенный к бесхозяйным сетям, оплачивает потери электрической энергии в этих сетях пропорционально его фактическому электропотреблению.
Таким образом, если участок сетей между стеной МКД и сетями РСО является бесхозяйным, при установлении тарифа для РСО Федеральной службой по тарифам должны быть включены затраты на содержание, ремонт и эксплуатацию данного участка сетей. До того момента, пока расходы на эксплуатацию бесхозяйного участка сети не включены в тариф, потери энергии на данном участке должны оплачиваться УК пропорционально фактическому потреблению. В частности, в Постановлении ФАС МО от 11.01.2011 № КГ-А41/14529-10 суд пришел к выводу об обязанности потребителя уплачивать стоимость потерь тепловой энергии на бесхозяйном участке тепловой сети пропорционально фактическому потреблению другими потребителями. Но при этом обязанность по эксплуатации и несению расходов по данным сетям возникает у РСО.
Границы эксплуатационной ответственности: арбитражная практика.
Одним из примеров, подтверждающих, что ответственность за содержание коммунальных сетей определяется подписанным актом разграничения эксплуатационной ответственности, является Постановление ФАС ВВО от 21.03.2011 по делу № А82-4853/2010. По данному делу суд взыскал сумму ущерба с ТСЖ в пользу РСО, руководствуясь актом разграничения эксплуатационной ответственности, согласно которому ответственность за эксплуатацию участка сетей, на котором произошла авария, возложена на ТСЖ, а РСО за свой счет провела ремонт этого участка. Следует отметить, что границы эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности в акте были установлены не на внешней границе стены МКД, а значительно дальше. Кроме того, по этим сетям проводилось обслуживание и других МКД, которые не находились под управлением ТСЖ. При этом доводы последнего относительно бесхозности данного участка сетей и незаконности указанного акта были отклонены судом, так как акт был подписан без замечаний уполномоченным лицом, а в договоре имелась ссылка на этот акт. ТСЖ не обращалось в суд с иском о признании акта незаконным. Суд вынес такое решение в связи с тем, что стороны договора добровольно определили границы ответственности соответствующим образом.
В Постановлении ФАС УО от 28.02.2011 № Ф09-443/11-С5 суд пришел к выводу, что при отсутствии между сторонами соглашения об определении границ эксплуатационной ответственности указанная граница подлежит установлению по границе балансовой принадлежности, то есть по линии раздела инженерных систем между владельцами по признаку нахождения их на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления.
Чтобы установить принадлежность участков инженерных сетей, расположенных за пределами внешних границ МКД, находящихся в управлении УК, необходимо доказать, что данные участки находятся на балансе соответствующей организации или относятся к общему имуществу собственников МКД. В случае отсутствия таких доказательств границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности определяются по внешней границе стены МКД, а при установке коллективного (общедомового) прибора учета – в месте соединения с соответствующей сетью РСО, входящей в МКД. Данный вывод подтвержден Определением ВАС РФ от 09.02.2011 № ВАС-406/11.
В Постановлении ФАС ВВО от 11.02.2011 по делу № А31-2407/2010 суд сделал вывод, что коллективный (общедомовой) прибор учета должен быть установлен на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в МКД. При установлении данного прибора учета не на границе указанных сетей и отсутствии доказательств принадлежности внешних электросетей от МКД до прибора учета границей балансовой принадлежности считается внешняя граница стены МКД.
* * *
Подводя итог сказанному, следует отметить, что точки поставки коммунальных ресурсов (независимо от наличия или отсутствия прибора учета) должны находиться на границе балансовой принадлежности, которая проходит по границе общего имущества собственников помещений в МКД. Граница эксплуатационной ответственности проходит по границе балансовой принадлежности, если иная граница не согласована сторонами договора ресурсоснабжения в соответствующем акте.
Миронова А. Р.,
руководитель юридического департамента КГ «Аюдар»
Республика Адыгея — Границы эксплуатационной ответственности
19.10.2020
Сегодня любой благоустроенный многоквартирный дом оборудован внутридомовыми инженерными системами по холодному, горячему водоснабжению, газо-, электро- и теплоснабжению, отведению сточных вод. Содержание и обслуживание инженерных сетей – залог бесперебойного и качественного получения потребителями коммунальных услуг. Обеспечить это возможно только при условии надлежащего состояния как внутридомовых инженерных коммуникаций, так и сетей, подводящих ресурс к многоквартирному дому.
Правила, обязательные при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами, утвержденные постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124, в качестве существенного условия договоров, заключаемых управляющими организациями с поставщиками ресурсов, определяют условие о разграничении обязательств сторон по обеспечению обслуживания инженерных сетей.
Понимание границ ответственности между РСО, УК и собственниками помещений в МКД важно для избежания спорных ситуаций. В судебной практике нередки случаи споров между РСО и УК, ТСЖ, касающиеся эксплуатационной ответственности за определенные участки инженерных сетей, по которым не была достигнута договоренность. Чтобы этого избежать и быть застрахованным от нежелательных конфликтов, нужно составлять акт разграничения ответственности. Акт разграничения имеет большое значение.
Во-первых, в случае аварии, когда дом остался без воды, тепла или света, или подвал заливает канализация, поставщик будет апеллировать к имеющемуся акту раздела границ, а при отсутствии такового – указывать, что аварийные коммуникации ему не принадлежат и он их не обслуживает.
Итог, как правило, один: ТСЖ или управляющая организация вынуждены под массированным нажимом жильцов срочно своими силами устранять аварию. Даже будь они правы, практика показывает, что при наличии не оспоренных в судебном порядке актов, оперативно решить этот вопрос не получается, а страдают в итоге жильцы дома.
Во-вторых, любые сети необходимо регулярно обслуживать, осуществлять их текущий, а со временем и капитальный ремонт. Всё это не дешево. При изменении границы балансовой принадлежности указанные расходы в полном объёме будут лежать на ресурсоснабжающей организации, а устранение засоров, текущий и капитальный ремонт таких участков сетей станут обязанностью поставщика.
В-третьих, собственники помещений избавляются от обязанности оплачивать нормативные потери на участках сетей, исключаемых из акта разграничения балансовой принадлежности. Особенно это актуально для сетей тепло- и электроснабжения.
Границы эксплуатационной ответственности могут быть внешними и внутренними. В первом случае они разделяют сферы компетенции РСО и УК (ТСЖ, ЖСК) (внешняя граница стены МКД), во втором — УК и собственников (внутренняя граница стены МКД).
Если говорить о внутренней границе строительных конструкций, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, то границей эксплуатационной ответственности между УК и собственниками является внутренняя поверхность стен квартиры, оконные заполнения и входная дверь в квартиру. Ограждающие несущие сооружения, земельный участок (включая детские и игровые площадки, коллективные автостоянки), на котором находится дом, лестничные площадки, коридоры, крыши и чердаки, а также лифты находятся в зоне эксплуатационной ответственности УК.
Если речь идет о внешней границе инженерных сетей, входящих в состав общего имущества МКД, то границей эксплуатационной ответственности между РСО и УК будет считаться внешняя граница стены дома, а при наличии общедомового прибора учета определенного коммунального ресурса — место соединения этого общедомового прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в МКД.
Если мы говорим об электроснабжении, то граница эксплуатационной ответственности сетевой организации проходит до точки соединения общедомового прибора учета с электрической сетью, входящей в МКД. А с 1 июля 2020 года в зону ответственности гарантирующего поставщика электроэнерги или сетевой организации входят и индивидуальыне приборы учета. Ответственность УК — внутридомовая система электроснабжения и электрических устройств, отключающие устройства на квартиру. А ответственность жильцов начинается с места присоединения отводящего провода квартирной разводки к индивидуальному прибору учета и распространяется на внутриквартирные устройства и приборы после отключающих устройств (автоматических выключателей, устройств защитного отключения) в этажных щитках.
Ответственность по теплоснабжению распределяется следующим образом: РСО несет ответственность до точки соединения общедомового прибора учета с теплосетью, входящей в МКД. УК отвечает за стояки системы отопления, вентили на подводках трубопровода отопления к квартирному радиатору. Ответственность жильцов вновь начинается внутри их жилья, они отвечают за отопительные приборы и за ответвления от стояков системы отопления после запорно-регулирующей арматуры.
Ответственность РСО, если дело касается водоснабжения и водоотведения, длится до точки соединения общедомового прибора учета с водопроводной сетью, входящей в МКД. УК обязаны следить за состоянием стояков горячего и холодного водоснабжения и первой запорно-регулирующей арматуры на внутриквартирной разводке. Для водоотведения границей ответственности УК является раструб фасонного изделия (тройник, крестовина) на стояке трубопровода водоотведения. Собственники помещений в МКД ответственны за ответвления от стояков системы горячего и холодного водоснабжения после первой запорно-регулирующей арматуры, отводы канализации до раструбного соединения и за сантехническое оборудование в квартирах.
Отдельно стоит сказать о внешней границе сетей газоснабжения, входящих в состав общего имущества МКД. В данном случае граница эксплуатационной ответственности между РСО и УК — место соединения первого запорного устройства с внешней газораспределительной сетью. Нередко граница эксплуатационной ответственности проходит не по стене дома. Тогда в зону УК попадает участок инженерной сети, находящейся за пределами внешней стены, и, казалось бы, формально относящейся к зоне ответственности РСО. Поэтому нужно внимательно подходить к описанию границы эксплуатационной ответственности в акте разграничения ответственности.
В некоторых случаях ресурсоснабжающая организация заинтересована прежде всего в сокращении своих издержек и поэтому старается подписать акт разграничения на максимально выгодных для себя условиях. Для этого она стремится установить границу эксплуатационной ответственности как можно дальше от внешней стены многоквартирного дома. Нередко акты разграничения, как старые, так и новые, возлагают на управляющие организации или ТСЖ ответственность за участки сетей за пределами МКД.
Ресурсоснабжающие организации, как правило, обосновывают возможность установления иного порядка соглашением сторон, ссылаются на то, что спорные участки у них на балансе не числятся или строились застройщиком исключительно для этого дома и им не передавались. Следовательно, раз акты уже подписаны с отнесением части сетей в зону ответственности управляющей организации или ТСЖ, то они являются действующими и оснований для изменения границ нет.
Однако это не так, поскольку соглашение об изменении границ и выносе их за пределы МКД ресурсоснабжающая организация может заключить только с собственниками, а не с управляющей организацией или ТСЖ. В отсутствие решения общего собрания собственников акты разграничения, устанавливающие границу за пределами внешней стены МКД, противоречат закону.
Каким же образом возможно установить границу балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности коммунальных сетей, которая бы максимально отвечала интересам собственников помещений МКД? Есть два пути: внесудебный и судебный.
Внесудебный путь гораздо быстрее, проще и дешевле, чем судебный, но есть один нюанс. Необходима «добрая воля» РСО на подписание акта, по которому балансовая принадлежность и эксплуатационная ответственность на все участки сетей, расположенных за внешней стеной многоквартирного о дома, закрепляется за ней.
При отсутствии «доброй воли» РСО единственно возможным остаётся судебный путь установления границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности коммунальных сетей.
А как же быть с бесхозяйными инженерными сетями? То есть с такими сетями, которые не числятся на балансе РСО и не входят в состав общедомового имущества. Если собственник не был определён, и инженерная сеть признаётся бесхозяйной, то порядок дальнейших действий таков: сеть передаётся в муниципальную собственность В свою очередь, орган местного самоуправления определяет РСО, которая будет отвечать за выявленную инженерную сеть.
Вопросы и ответы
Здравствуйте! Прошу вас достоверно проинформировать меня о способах оплаты ваших услуг, не предусматривающих взимания дополнительных денежных средств, т.е. оплаты без комиссий.
В ответ на Ваше обращение от 05.03.2019г., поясняем следующее:
Действующим законодательством, в частности Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей (далее – Закон РФ № 2300-1) не предусмотрена прямая обязанность ресурсоснабжающей организации предоставить потребителю возможность оплачивать коммунальные услуги хотя бы одним способом без комиссии, взимаемой банками и иными платежными агентами с плательщика.
При этом, согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» платежный агент при приеме платежей вправе взимать с плательщика вознаграждение в размере, определяемом соглашением между платежным агентом и плательщиком.
Следовательно, действующее законодательство допускает взимание платежными агентами вознаграждения за прием платежей (переводов) именно с плательщика.
Обращаем Ваше внимание, что в целях предоставления потребителям возможности по внесению платы за коммунальные услуги без взимания дополнительных комиссионных сборов, ОАО «ТЕВИС» проводятся мероприятия по заключению договоров об оказании услуг по приему и переводу денежных средств от физических лиц с платежными агентами.
В частности, ОАО «ТЕВИС» направлены официальные запросы в ПАО Сбербанк, ПАО «Почта Банк», Банк ВТБ (ПАО), Почта России, МФЦ и ООО «РПС» о предоставлении проектов договоров об оказании услуг по приему и переводу денежных средств от физических лиц.
После поступления проектов договоров от указанных платежных агентов, мероприятия по согласованию существенных условий и подписанию договоров будут осуществлены в предусмотренные действующим законодательством РФ сроки.
Таким образом, ОАО «ТЕВИС» предпринимаются все возможные меры для предоставления потребителям возможности по внесению платы за коммунальные услуги без взимания комиссионных сборов.
Служба по работе и расчетам с населением —
тел.: (8482) 675-812, +7 (927) 696 75 09
С уважением, ОАО «ТЕВИС»
Прямые договоры
Информация о порядке перехода на прямые договоры между ООО «КВС» и потребителями коммунальных услуг в МКД (Федеральный закон от 03.04.2018 N 59-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации»).
Для заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг по холодному водоснабжению и водоотведению между собственниками помещений и ООО «КВС», Вам необходимо:
Инициировать проведение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (инициатором могут быть собственники помещений, а также управляющая организация ст. 45 ЖК РФ).
В повестку дня общего собрания должны быть включены вопросы о принятии решения собственниками заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг по холодному водоснабжению и водоотведению, между собственниками помещений и ООО «КВС» с указанием конкретной даты.
Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов (ч.3 ст.45 ЖК РФ).
Принять решение о заключении договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг по холодному водоснабжению и водоотведению между собственниками помещений и ООО «КВС» (ч. 2 ст. 44 ЖК РФ). Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме (ч.1 ст.46 ЖК РФ).
Инициатору общего собрания необходимо в десятидневный срок направить в адрес нашей организации копии решений и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 1 ст. 46 ЖК РФ), а также предоставить информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги в соответствии с приложенной формой.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг между собственником помещения в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией, считается заключенным со всеми собственниками помещений в многоквартирном доме одновременно с даты, определенной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. По решению ООО «КВС» указанный срок может быть перенесен, но не более чем на три календарных месяца. О таком решении ООО «КВС» уведомит лицо, по инициативе которого было созвано данное собрание, не позднее пяти рабочих дней со дня получения копий решения и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (ч.7ст.157.2 ЖКРФ).
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, между собственником помещения в многоквартирном доме и ООО «КВС», заключается на неопределенный срок. Заключение договора в письменной форме не требуется (ч.6 ст.157.2 ЖК РФ).
Управляющая организация обязана предоставить ООО «КВС» информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги (ч.11 ст.161 ЖК РФ). Форма предоставления информации приложена ниже.
Кто отвечает за ремонт водостоков и канализаций
На этой странице объясняется, кто отвечает за обслуживание дренажных и канализационных сетей.
Вообще говоря, вы обычно отвечаете за стоки внутри границ вашего владения, в то время как канализационная компания отвечает за боковых водостоков , которые обычно находятся за пределами границ собственности, а также за канализацию. Хотя большая часть канализационных сетей в настоящее время находится в государственной собственности, все еще есть несколько частных или непринятых канализационных сетей.Если ваша собственность обслуживается одним из них, вы можете нести ответственность за ее содержание.
В чем разница между стоком и канализацией?
Слив — это труба, отводящая воду и отходы из здания и других принадлежащих ему построек, например, гаража.
Боковой дренаж — это отрезок трубы, по которому сточные воды от вашего дома попадают в канализацию. Обычно он находится за пределами территории вашего владения, часто под тротуаром или дорогой.Боковой сток может пройти под вашим участком, если вы делите канализацию со своим соседом.
Канализационная труба собирает воду и отходы из канализации ряда зданий. Большинство канализационных сетей находятся в государственной собственности и обслуживаются вашей водопроводной компанией. Тем не менее, есть еще несколько частных канализационных сетей. Некоторые люди подключены не к канализации, а к выгребной яме , септику или очистным сооружениям . Если вы не подключены к канализации, вам не нужно платить канализационной компании.
Ремонт канализации
Вы несете ответственность за поддержание или ремонт любых сточных вод на территории вашей собственности — это ваши личные стоки. Вам не нужно обслуживать или ремонтировать боковые стоки, которые вы делите с соседом — ваша компания водоснабжения несет ответственность за эти
.
Вам нужно будет заплатить, чтобы сделать работу с вашими частными стоками, но вы можете выбрать любую компанию, которая будет выполнять эту работу. Как вариант, вы можете оформить страховку для оплаты работ на частных водостоках.
Иногда от вас может потребоваться страховка на случай слива вашей собственности. Вы должны уточнить в своей страховой компании, так ли это.
В некоторых случаях местный орган власти отдел гигиены окружающей среды может приказать вам провести работы по улучшению или заменить частную канализацию. Они могут сделать это, если, например, сочтут, что сток слишком мал для вашей собственности или если он вызывает засорение.
При необходимости местные власти могут сами выполнить работы, а затем взимать с вас плату.
Ремонт канализации
Канализационные и боковые стоки, подключенные к общественной сети, ранее входили в сферу ответственности собственника. Однако большинство из них сейчас обслуживаются местными компаниями водоснабжения. Если у вас возникли проблемы с канализацией или боковым стоком, например, если он заблокирован, обратитесь в местную компанию по водоснабжению.
Ваша компания водоснабжения имеет право войти в вашу собственность, если это необходимо для проверки или обслуживания канализации.
Частные и несанкционированные коллекторы
У вас может быть собственная канализация или боковой сток, если вы живете на участке, который имеет несколько объектов собственности, например, многоквартирный дом или стоянку для домов на колесах.
Если у вас есть частная или несанкционированная канализация и вы являетесь владельцем собственности, вы несете ответственность за ее содержание и ремонт. Если канализация обслуживает несколько объектов недвижимости, все владельцы несут солидарную ответственность за эти расходы.
Департамент гигиены окружающей среды местного органа власти может приказать вам отремонтировать или разблокировать частную канализацию или боковой сток, если они не обслуживаются должным образом. Если вы не выполните работу в срок, указанный местными властями, они могут выполнить работу самостоятельно и взимать с вас плату.
Обращение к вашей канализационной компании с просьбой взять на себя частную канализацию или боковой водосток
Вы можете попросить свою компанию по водоснабжению или водоотведению взять на себя частную канализацию или боковой сток. Вы можете сделать это, если канализация или водосток построены или улучшены в соответствии со стандартами, требуемыми компанией, и находятся в удовлетворительном состоянии. Компания по водоотведению должна быть удовлетворена тем, что внедрение канализации принесет пользу канализационной системе в целом. Каждый, кто отвечает за обслуживание бокового слива или канализации, должен согласиться с передачей этой ответственности канализационной компании.
Если компания отказывается использовать боковой водосток или канализацию, владельцы могут обратиться в OFWAT.
Право на подключение к общественной канализации
Все компании, занимающиеся водоснабжением и канализацией, обязаны обеспечить общественную канализацию, чтобы обеспечить эффективный осушение территории. Обычно у вас есть право подключить канализацию вашей собственности к общественной канализации, хотя, возможно, вам придется за это заплатить.
Могут ли местные власти настоять на подключении к общественной канализации?
Если ближайшая общественная канализационная система находится на расстоянии более ста футов от вашей собственности, а ваш сток переходит в соответствующую выгребную яму или септик, местные власти не могут настаивать на том, чтобы вы подключились к общественной канализации.
Однако они могут настаивать, если согласятся оплатить дополнительные расходы на подключение, включая строительство, техническое обслуживание и ремонт.
Вы не уверены, частная ли ваша канализация
Если вы не уверены, подключен ли ваш объект к общественной канализации или к частной, вы можете:
- уточните в канализационной компании
- Проверить документы на вашу собственность
- проверьте карту канализации — ваша канализационная компания должна предоставить вам ее, если вы спросите
- уточнить в местных органах власти.
Следующие шаги
Другая полезная информация
- На веб-сайте OFWAT можно найти полезную информацию о воде и канализации: www.ofwat.gov.uk
- Чтобы узнать, какая компания водоснабжения снабжает ваш район, посетите веб-сайт Совета потребителей водных ресурсов по адресу: www.ccwater.org.uk
- Чтобы получить дополнительную помощь по водным вопросам, посетите веб-сайт Совета потребителей водных ресурсов: www.ccwater.org.uk
§ 15.2-2117. Контракты с канализационной или водоочистной компанией и т. Д.
Любой населенный пункт может заключить договор с любой канализационной или водоочистной компанией на внедрение, строительство, обслуживание и эксплуатацию системы канализации и очистки воды или канализации, труб и трубопроводов, подходящих, необходимых и подходящих для очистка системы водоснабжения или канализации в любом таком месте, включая право заключать договор и заключать договор на предоставление показаний счетчиков, выставления счетов и сборов, обнаружения утечек, замены счетчиков и любых связанных с этим функций обслуживания клиентов.Полномочия, предоставленные местным поселениям в соответствии с настоящей главой для заключения договоров с частными организациями, включают право вступать в государственно-частные партнерства для создания и эксплуатации систем водоснабжения и канализации.
Любой населенный пункт может также потребовать от владельцев или лиц, занимающих недвижимость в пределах любого такого населенного пункта, который может перед или примыкать к линии любых таких канализационных труб, труб или каналов, устанавливать соединения с такими канализационными коллекторами и использовать их, трубы и трубопроводы в соответствии с постановлениями и постановлениями, которые руководящий орган считает необходимыми для обеспечения надлежащей канализации и улучшения и обеспечения хороших санитарных условий.Населенный пункт может также обеспечить соблюдение всех таких постановлений и правил путем наложения и взыскания штрафов и пени.
Любой населенный пункт, заключивший договор с любой компанией для целей и задач, вышеупомянутых, может предусмотреть в любом таком договоре сборы и сборы, которые должны выплачиваться владельцами или арендаторами собственности в пределах любого такого населенного пункта любой такой компании за соединение, отвод или использование любого такого коллектора, труб или трубопроводов, введенных в любой такой местности, как указано выше.
Любой населенный пункт может издавать и обеспечивать выполнение всех таких постановлений, которые могут быть необходимыми и подходящими для принуждения к уплате таких сборов и сборов, а также может совершать все другие действия и вещи, которые могут быть необходимы для установления, обеспечения соблюдения и поддержания в соответствии с любым таким контрактом полная система очистки воды, канализации и канализации для любого такого населенного пункта.
Кодекс 1950, §§ 15-717, 15-718, 15-719; 1962, г. 623, §§ 15.1-294, 15.1-297, 15.1-298; 1997, г. 587; 2001, г. 120; 2002, г. 446.
Водоснабжение и канализация
Основным источником воды для округа Юнион является река Катоба.Округ Юнион совместно владеет и управляет водоочистной станцией на реке Катоба с Округом водоснабжения и канализации округа Ланкастер (LCW & SD) в Ланкастере, Южная Каролина. В настоящее время 80% наших потребностей в воде покрывается за счет этого объекта.
Округ Юнион также имеет соглашение о покупке воды с округом Ансон, Северная Каролина, на закупку до четырех миллионов галлонов воды в день. В настоящее время в округе Юнион имеется в общей сложности 25 миллионов галлонов воды в сутки (MGD).
Проект водоснабжения реки Катавба
В 1991 году округ Юнион и округ Ланкастер (Южная Каролина) водоснабжения и канализации заключили соглашение о разработке новой водоочистной станции на реке Катоба для удовлетворения долгосрочных потребностей обоих округов в водоснабжении.Станция очистки воды реки Катавба (CRWTP), построенная в соответствии с этим соглашением, имела начальную мощность 18 MGD при запуске в апреле 1993 года и была расширена в 2004 году до нынешней мощности 36 MGD. Каждый партнер имеет право на 50% мощности завода (18 MGD), и каждый имеет право на расширение в будущем до общей разрешенной мощности 100 MGD.
В январе 2012 года округ Юнион заключил пятилетнее временное соглашение о передаче мощности с LCW & SD для передачи 3 MGD мощности из округа в Union County, увеличивая пропускную способность до 21 MGD до 2017 года.Этот договор аренды был недавно продлен до января 2019 года.
В настоящее время идет процесс получения разрешений и проектирования по расширению пропускной способности CRWTP с 36 до 45 млн. Д. Бизнес CRWTP управляется советом, состоящим из двух комиссаров округа Юнион, двух комиссаров округа Ланкастер, директора UCPW и менеджера CRWTP.
Водоснабжение округа Ансон
В 1992 году округа Юнион и Ансон заключили 20-летнее соглашение с округом Ансон о предоставлении 4 миллионов манатов воды в сутки округу Юнион.Система водоснабжения округа Ансон начала подавать воду в округ Юнион в январе 1994 года для удовлетворения потребностей в обслуживании некорпоративных районов восточного округа Юнион и города Уингейт. Первоначальный срок соглашения истек в январе 2014 года и был продлен на пятилетний срок до 2019 года.
CRWTP
Текущая мощность: 21 MGD
Средняя дневная потребность: 10 MGD
Пиковый дневной спрос: 17 MGD
Энсон
Текущая мощность: 4 MGD
Средняя дневная потребность: 1.9 МГД
Пиковая потребность в день: 3 MGD
Будущее предложение
В мае 2013 года графство Юнион заключило соглашение с городом Норвуд в графстве Стэнли о разработке регионального водоснабжения Ядкин, нового водозабора у озера Тиллери в рамках усилий графства Юнион по созданию нового источника воды из Река Ядкин в округ Юнион. Семьдесят пять процентов земельной площади округа находится в бассейне реки Ядкин, но только 20% нашего текущего водоснабжения поступает из реки Ядкин через наше соглашение о покупке с округом Ансон.Эта новая программа водоснабжения реки Ядкин рассчитана на 7-10 лет, чтобы разрешить, спроектировать и построить новый водозабор, трубопровод сырой воды и новую водоочистную станцию в округе Юнион. Новая программа позволит удовлетворить потребности 2050 года в водоснабжении восточного округа Юнион без необходимости перекачивать дополнительную воду из реки Катоба в бассейн реки Ядкин.
Водораспределение
Существующая водопроводная сеть округа содержит трубы диаметром от двух до 42 дюймов.