Постановка звука «Р»: эффективные методики и упражнения
Содержание
Когда необходима коррекция произношения звука «Р»
Звук «Р» является одним из самых сложных для освоения в речевом развитии ребенка. Он относится к категории сонорных звуков, в которых преобладает голос над шумом. Логопеды обычно ставят «Р» в последнюю очередь, когда все остальные звуки уже правильно сформированы и закреплены.
Как правило, постановкой звука «Р» занимаются после 5,5-6 лет. До этого возраста нарушение в его произношении считается возрастной нормой. Однако в некоторых случаях стоит обратиться к логопеду уже с 4 лет, если звук «Р» появился в речи, но произносится некорректно.
Основные причины неправильного произношения звука «Р»
Существует несколько распространенных причин, почему у ребенка может нарушаться произношение звука «Р»:
- Проблемы с речевым дыханием
- Нарушения слуха
- Недостаточное развитие органов речи
- Индивидуальные особенности строения уздечки
- Педагогическая запущенность
- Нарушение фонематического слуха
Подготовка артикуляционного аппарата для постановки звука «Р»
Перед непосредственной постановкой звука «Р» необходимо провести подготовительную работу с артикуляционным аппаратом ребенка. Эта работа включает упражнения для растяжки подъязычной связки, подъема языка вверх, разминки губ и челюсти.
Вот несколько эффективных упражнений для подготовки артикуляционного аппарата:
- «Качели» — открыть рот, языком попеременно тянуться к носу и к подбородку.
- «Лошадка» — щелкать языком, имитируя цокот копыт, при этом нижняя челюсть остается неподвижной.
- «Болтушка» — водить широким кончиком языка по верхней губе вперед-назад, произнося «БЛ-БЛ-БЛ».
Эффективные способы постановки звука «Р»
Существует несколько методов постановки звука «Р». Выбор конкретного способа зависит от индивидуальных особенностей ребенка и характера нарушения произношения. Рассмотрим наиболее распространенные и эффективные методы:
Постановка звука «Р» от звука «Д»
Это один из самых популярных способов. Алгоритм действий следующий:
- Ребенок звонко произносит «Д», упирая кончик языка в альвеолы верхнего неба.
- Повторяет «Дддд» без остановки, не отрывая язык от неба.
- При правильном выполнении язык начнет вибрировать, и появится звук «ДДД-РРР».
- Далее отрабатываются слоги ДРА, ДРО, ДРУ, ДРЭ, ДРЫ.
- Постепенно убирается звук «Д» из упражнений.
Постановка звука «Р» от звука «Ж»
Этот метод эффективен, если ребенок уже правильно произносит звук «Ж»:
- Ребенок произносит протяжный звук «Ж».
- С помощью логопедической палочки язык аккуратно отодвигается вглубь рта.
- В результате образуется короткий звук «Р».
- Звук закрепляется многократным повторением упражнения.
Упражнения на дыхание для постановки звука «Р»
Правильное речевое дыхание играет ключевую роль в постановке звука «Р». Вот несколько эффективных дыхательных упражнений:
- «Пузыри» — сделать глубокий вдох через нос, надуть щеки и медленно выдохнуть через рот.
- «Мельница» — делать вращательные движения руками, произнося на выдохе «ж-р-р».
- «Гуси» — ходить по комнате, взмахивая руками как крыльями, на выдохе произносить «г-у-у».
- «Воздушный шар» — лежа на спине, положить руку на живот, делать глубокий вдох и выдох, наблюдая за движением руки.
Автоматизация звука «Р» в слогах и словах
После успешной постановки звука «Р» необходимо закрепить его в речи. Этот процесс называется автоматизацией. Начинают с простых открытых слогов, постепенно усложняя задания:
- Отработка в открытых слогах: ра, ро, ру, ры
- Закрепление в закрытых слогах: ар, ор, ур, ыр
- Произношение в словах, где «Р» стоит в начале: рак, рот, рука
- Отработка в словах, где «Р» в середине и конце: корова, топор
- Использование в словосочетаниях и предложениях
Для эффективной автоматизации можно использовать чистоговорки и скороговорки:
- Ра-ра-ра — во дворе у нас гора
- Ры-ры-ры — у мальчика шары
- Ро-ро-ро — на полу стоит ведро
Механический метод постановки звука «Р»
Механический метод постановки звука «Р» применяется с использованием специальных логопедических инструментов. Этот способ эффективен, когда другие методы не дают результата. Алгоритм действий следующий:
- Ребенок открывает рот и поднимает язык к нёбу.
- Логопед постукивает специальным молоточком по альвеолам.
- С помощью шпателя добавляется вибрация.
- Звук закрепляется упражнениями, сначала со шпателем, затем без него.
Важно отметить, что механический метод требует осторожности и должен применяться только специалистом, чтобы не травмировать ребенка.
Постановка мягкого звука «РЬ»
Мягкий звук «РЬ» обычно ставится после освоения твердого «Р». Основное отличие в артикуляции заключается в положении языка:
- При произнесении «РЬ» язык продвигается вперед к верхним резцам
- Звук произносится более протяжно
- «РЬ» сочетается с гласным «И», что придает ему мягкость
Для отработки мягкого «РЬ» используются слоги: ри, ре, ря, рё, рю. Затем переходят к словам: ряба, река, рюкзак.