Пбпл волга: ПБПЛ ВОЛГА проект Большая плавучая база подводных лодок

Пбпл волга: ПБПЛ ВОЛГА проект Большая плавучая база подводных лодок

Содержание

Пятая эскадра ВМФ СССР против 6-го флота США. Средиземноморский кризис 1973 года

Противостояние

 

В то время 5-ой эскадрой ВМФ СССР с октября 1972 г. командовал вице-адмирал Евгений Иванович Волобуев, начальником штаба был контр-адмирал Александр Ушаков. В ее составе было более 50 судов, надводные корабли в основном из состава Черноморского флота, а подводные в основном из Северного флота. В соответствии с Директивой Главнокомандующего ВМФ от 18 октября 1972 г. Черноморскому флоту было предписано нести боевую службу в Средиземном море в составе Средиземноморской эскадры. На 30 сентября в Средиземном море на боевой службе находились: РКР пр.58 «Грозный», 3 БПК пр.61 «Проворный», «Красный Кавказ», «Скорый», 2 ЭМ пр.56 «Пламенный», «Напористый», 4 СКР, 2 ТЩ «Рулевой» (пр.266М) и МТ-219 (пр.266), 2 СДК пр.773 с ротой морской пехоты на борту. Часть из них после выполненной боевой службы (БС) готовилась к возвращению. БПК «Проворный» возвращался в Севастополь после четырехмесячной БС, уже в Дарданеллах был получен приказ, и корабль вернулся в Эгейское море. Там командир капитан 3 ранга В.И.Мотин объявил, что по приказу МО СССР корабль переводится в полную боевую готовность в связи с началом арабо-израильской войны. В начале октября дополнительно прибыли артиллерийский крейсер пр.68бис «Дзержинский», БПК пр.61 «Сметливый», ЭМ пр.30бис «Оживленный». Подводные силы в составе эскадры насчитывали не менее 11 ПЛ: с СФ — дизельные ракетные пр.651, торпедные пр.641 и атомные (по крайней мере 2 ПЛАРК с ядерными крылатыми ракетами) и с ЧФ дизельные пр.613 (среди них была С-96 под командованием А.Балашова). Они, разделенные примерно на две одинаковые группы, находились в западной и восточной частях моря. В целом, советские силы были тогда способны к запуску двадцати ракет в первом залпе. Штаб эскадры находился на борту флагманского корабля ПБПЛ пр.1886 «Волга», которая была около Балеарских островов к востоку от Испании, где готовилась встретить 69-ю бригаду подводных лодок, идущую для замены находящейся здесь бригады ПЛ.

Ракетный крейсер «Грозный» Черноморского флота

В ночь на 3 октября, в Средиземное море, маскируясь за многочисленными судами, поэшелонно форсировав Гибралтарский пролив, прибыла 69-я бригада ПЛ — 10 ПЛ в основном пр. 641 (в том числе Б-440, Б-130, Б-409, Б-41, Б-105), плавбаза «Федор Видяев» и 2 резервных экипажа, под командованием капитана 1 ранга И.Н.Паргамона. Они вышли на первую БС сроком на 12 месяцев и должны были заменить находящиеся там подводные лодки. Однако из-за повышения боевой готовности никакой замены не произошло, и эти корабли влились в состав 5-й эскадры.

 

Когда командующий эскадрой вице-адмирал Е.И.Волобуев узнал о предстоящем начале войны, он в 01.00 4 октября приказал начать массовую передислокацию сил эскадры к египетскому и сирийскому побережью для эвакуации советских специалистов и их семей из военной зоны в район к югу от острова Крит, где они передавались на транспортные суда. 6 октября 1973 г. в 15:30 с ЦКП ВМФ был получен сигнал о переводе сил эскадры в повышенную боевую готовность. По эскадре объявлена боевая тревога. На кораблях приступили к окончательному снаряжению боеприпасов: ввертывались взрыватели снарядов главного калибра, окончательно снаряжались торпеды, готовились глубинные бомбы и другое вооружение. Офицерам из арсеналов было выдано личное оружие. На командном пункте эскадры развернуты посты боевого управления. Флагманский корабль — плавбаза «Волга» — снялся с якоря в точке №12 (залив Эс-Саллум) и направился в район слежения за американскими АУГ южнее острова Крит. Подводным лодкам, которые в это время готовились возвращаться из Средиземноморья на Север, было сообщено о продлении похода еще для начала на десять дней, и они были перебазированы на восток, к побережью Египта. На 6 октября 5-я эскадра имела в своем составе 20 боевых кораблей, 10 подводных лодок, развернутых на позициях, и 15 вспомогательных судов.

БПК пр.61 «Проворный», Средиземное море, 1972 г.

На начало октября в Средиземном море имелось 48 американских боевых кораблей. Они включали в себя соединение TF 60/61, находящееся к югу от острова Крит во главе с крейсером CLG 4 «Little Rock», на котором находился командующий 6-м флотом адмирал Мерфи (с началом конфликта он перенес свой флаг на новейший штабной десантный корабль LCC 20 «Mount Whitney»). Группа TG 60.1, состоящая из авианосца CVA 62 «Independence» и его охранения, находилась в Афинах; TG 60.2, состоявшая из авианосца CV 42 «Franklin D. Roosevelt» и кораблей охранения, находилась в различных испанских портах; TF 61/62 — десантное соединение, имело в своем составе вертолетоносец LPH 7 «Guadalcanal» и девять других десантных судов, имеющих на борту батальон морских пехотинцев (приблизительно три тысячи человек). Кроме того, здесь находились и другие корабли, в том числе четыре ПЛА, патрулировавшие в Средиземном море, а также отдельные соединения кораблей, такие, как 21-й патрульный дивизион, базирующийся в Неаполе. Он включал в себя флагманское судно дивизиона, корабль поддержки патрульных катеров AGP 1176 «Graham County» (фактически плавбазу-судно снабжения) и патрульные (артиллерийские) катера типа «Asheville»: PG 86 «Antelope», PG 87 «Ready», PG 98 «Grand Rapids», PG 100 «Douglas».

Эсминец пр.56 «Пламенный» Черноморского Флота

От главнокомандующего ВМФ было получено боевое распоряжение:

  •  за каждой группой 6-го флота США организовать непрерывное слежение корабельными ударными группами (КУГ) с задачей их уничтожения с началом боевых действий;
  •  организовать проводку и охрану транспортов Министерства морского флота СССР, ГДР и Болгарии от пролива Дарданеллы до портов Латакия (Сирия) и Александрия (Египет), воспрепятствовать возможным попыткам Израиля сорвать советские поставки;
  •  обеспечить перелеты транспортной авиации; 
  • обеспечить эвакуацию семей советских специалистов из портов Александрия и Латакия.

На Западе усиление советской Средиземноморской эскадры рассматривалось как признак того, что она может быть использована для поддержки советских регулярных войск, если они будут направлены в район конфликта. В принципе, такая возможность не исключалась

Крейсер CG-4 Little Rock

Слежение за авианосцами эскадра выполняла и ранее, в повседневной обстановке, когда они заходили в восточную часть Средиземного моря. Но чтобы в той же ситуации следить за каждой группой 6-го флота и выполнять остальные поставленные задачи — сил явно не хватало, особенно для ударов по противнику с началом боевых действий.

USS Mount Whitney LCC 20 — командный корабль типа «Блю Ридж», флагманский корабль 6-го флота США

Между тем обстановка постепенно усложнялась. В восточную часть Средиземного моря прибыли оперативная группа TG 60.1 с ударным авианосцем CVA 62 «Independence» (находилось к югу от о. Крит) и оперативное соединение TF 61/62 в составе двух десантных отрядов во главе с вертолетоносцами LPH 2 «Iwo Jima» и LPH 7 «Guadalcanal» (находилось в заливе Суза на северном побережье острова Крит). Всего с течением времени американцы в этом районе сосредоточили: 3 ударных авианосца, 13 крейсеров УРО, 9 эсминцев и СКР, 2 десантных вертолетоносца, 8 десантных кораблей с 6000 морских пехотинцев на борту, 3 атомные многоцелевые подводные лодки, 4 ракетных катера и 9 вспомогательных судов — всего 51 единица. В период с 8 по 13 октября группа TG 60.1 с авианосцем CVA 62 «Independence», группа TG 60.2 с авианосцем CV 42 «Franklin D. Roosevelt» и десантное соединение 61/62 с вертолетоносцем LPH 7 «Guadalcanal» были приведены в готовность для возможной эвакуации американских граждан при непредвиденных обстоятельствах на Ближнем Востоке.

 

Главком перевел в повышенную боевую готовность Черноморский флот. 9 октября 70-я бригада противолодочных кораблей ЧФ с комбригом и штабом под руководством командира 30-й дивизии контр-адмирала Л. Васюкова в составе КРЛ «Ушаков», БПК «Отважный», ЭМ «Сознательный» вышла на боевую службу в Средиземное море для усиления 5-й эскадры. Затем вышли БПК «Решительный» и ЭМ «Неуловимый». 28 октября к ним присоединились силы поддержки боевой службы в Средиземном море — РКР «Адмирал Головко», БПК «Красный Крым», ЭМ «Находчивый» под командованием начальника штаба 11-й бригады капитана 1 ранга Н. Легкого. Позже на эскадру прибыла ПРТБ-33 с запасом ракет и снарядов. Две вновь прибывшие ПЛ пр.641 Б-409 (командир капитан 2 ранга Ю.Фомичев) и Б-130 (командир капитан 2 ранга В.Степанов) по боевому распоряжению ГШ ВМФ были направлены в район восточной части Средиземного моря у побережья Израиля с задачей поиска и уничтожения кораблей противника с применением обычного оружия «в соответствии с боевым распоряжением командующего СФ на поход». Всего в период наращивания сил боевой службы на 5-ю эскадру прибыло: от Черноморского флота — 18 боевых кораблей, 2 ПЛ; от Северного флота — 10 ПЛ; от Балтийского флота — 3 боевых корабля. Особо отметим, что по скорости развертывания советский ВМФ был, как говорится, «на уровне мировых стандартов». Так, примерно в такие же сроки англичане сформировали экспедиционное соединение для похода к Фолклендам девятью годами позже.

Десантный вертолетоносец USS Guadalcanal LPH-7

В результате принятых мер на 31 октября 1973 г. в состав эскадры входили: 

 

43 боевых корабля, 21 подводная лодка, 18 вспомогательных судов, 5 РЗК, 3 танкера ММФ. Всего — 90 единиц. Личного состава — 13 777 чел., из них 1593 офицера, 835 мичманов, 11 040 матросов и старшин, 209 служащих. Да плюс дивизия морской ракетоносной авиации ЧФ (ракетоносцы Ту-16 различных модификаций), находившаяся на дежурстве на крымских аэродромах с подлетным временем к месту событий 1 ч 30 мин — 1 час 50 мин. Также в случае конфликта по авианосцам 6-го флота должны были работать дальнебомбардировочные полки, вооруженные Ту-22К. Это — уже реальная сила, способная решить поставленные главкомом задачи. 

 

Командир эскадры Евгений Волобуев принял решение:

 

КУГ-1 в составе: КРЛ «Адмирал Ушаков» — командир капитан 2 ранга Ю.Шумихин, БПК «Решительный» — командир капитан 3 ранга Р.Клявзо, ЭМ «Неуловимый» — командир капитан 3 ранга В.Плохих. Командир КУГ — командир 30-й дивизии контрадмирал Л.Васюков, заместитель командира по политчасти — начпо 30-й дивизии капитан 1 ранга С.Рыбак. Непрерывное слежение и с началом боевых действий уничтожение десантного отряда во главе с вертолетоносцем LPH 2 «Iwo Jima».

 

КУГ-2 в составе: РКР «Грозный» — командир капитан 1 ранга В.Корнейчук, БПК «Проворный», ЭМ «Пламенный». Командир КУГ — командир 150-й бригады капитан 1-го ранга Н.И.Рябинский, заместитель командира КУГ по политчасти — замкомбрига 150-й бригады капитан 2 ранга Г.Ребрин. Непрерывное слежение и с началом боевых действий уничтожение АВУ CVA 62 «Independence».

Противолодочный крейсер пр. 1123 «Москва». Средиземное море, октябрь 1973 г.

КУГ-3 в составе: РКР «Адмирал Головко» — командир капитан 1 ранга П.Гайдук, БПК «Красный Крым» — командир капитан 2 ранга Н.Головченко, ЭМ «Находчивый» — командир капитан 2 ранга А.Старовойтов. Командир КУГ — командир 11-й бригады капитан 1 ранга Н.Г.Легкий, заместитель командира КУГ по политчасти — капитан 2 ранга М.Машинский, пропагандист 11-й бригады. Непрерывное слежение и с началом боевых действий уничтожение АВУ CV 67 «John F. Kennedy».

 

КУГ-4 в составе: КРЛ «Мурманск» — командир капитан 1 ранга Е.Скворцов, БПК «Сметливый» — командир капитан 3 ранга А.Гармашов. Командир КУГ — капитан 1 ранга Е.Скворцов. Непрерывное слежение и с началом боевых действий уничтожение АВУ CV 42 «Franklin D. Roosevelt».

 

КУГ-5 в составе: ЭМ «Сознательный» — командир капитан 3 ранга В.Саможенов, БПК «Красный Кавказ» — капитан 3 ранга Ю.Кручинин, БПК «Отважный» — командир капитан 2 ранга И.Винник. Командир КУГ — командир 70-й бригады капитан 1 ранга Н.Я.Ясаков, заместитель командира КУГ по политчасти — замкомбрига 70-й бригады капитан 2 ранга И.Гончар. Непрерывное слежение и с началом боевых действий уничтожение десантного отряда во главе с вертолетоносцем LPH 7 «Guadalcanal».

 

 

Всего было создано 8 корабельных ударных групп, впервые непосредственно в состав КУГ включались ракетные атомные подводные лодки. Для обеспечения безопасности проводки транспортов по зонам Эгейского моря и восточной части Средиземного моря решением командира эскадры организован ОПР (отряд прикрытия) в составе: ЭМ «Сознательный», БПК «Красный Кавказ», БПК «Проворный», СДК-137, СДК-164, позже СКР «Куница», с задачей недопущения атак транспортов авиацией и ВМС Израиля. Ими командовал капитан 1 ранга Н.Я.Ясаков — командир 70-й бригады эсминцев ЧФ. Для эвакуации семей советских служащих из Египта и Сирии были выделены корабли: ЭМ «Напористый», СКР «Куница», СКР-77, СДК-137, СДК-164, ПМ-138, МВТ «Маныч». От Министерства морского флота было привлечено 18 судов.

Ракетный крейсер пр.58 «Адмирал Головко» в Средиземном море

Корабли эскадры начали непрерывное слежение за АУГ к югу от острова Крит. С 9 октября ПБПЛ «Волга» и РКР «Грозный» начали сопровождение авианосца CVA 62 «Independence» из состава группы TG 60.1, а БПК «Красный Кавказ», «Проворный» и «Скорый» следовали за другими американскими кораблями. В ответ еще три корабля эскорта присоединились к АУГ с авианосцем CVA 62 «Independence». В это же время советские разведывательные суда начали контролировать американскую десантную группу, находящуюся в заливе Суза (Крит), оставаясь там до 25 октября. Своими действиями Москва посылала Вашингтону сигнал, что попытки прервать начавшееся снабжение арабов будут пресечены силовыми методами. В этот период американские ударные соединения были особенно уязвимы для возможной советской атаки крылатыми ракетами, потому что Вашингтон сковал свободу их маневра. Они должны были оставаться в определенных районах к югу от острова Крит, чтобы быть готовыми по сигналу из США прервать потенциальную воздушную переброску советских десантных дивизий в Египет. Однако эта стратегия имела негативные стороны, так как значительно упрощала задачу слежения и возможного уничтожения их кораблями 5-й эскадры.

 

Иллюстрация варианта размещения КУГ

 

Советские подводные силы, вооруженные крылатыми ракетами, в период 6 — 16 октября предположительно были развернуты следующим образом. Одна ПЛАРК пр.675 маневрировала к юго-западу от о. Крит и держала под прицелом АУГ-3, вторая ПЛАРК пр.675 находилась к югу от о. Крит и была нацелена на АУГ-2, одна ПЛАРК пр.670 была южнее о. Крит у африканского побережья в заливе Мерса-матрух с целью возможного удара по АУГ-1. Кроме того, у побережья Сирии патрулировала дизельная ракетная ПЛ пр.651 Б-318 СФ. Так как старт 4 крылатых ракет П-6 с лодок проекта 651 производился из надводного положения, для нее предусматривался корабль прикрытия. Целеуказание подводные лодки получали от кораблей непосредственного слежения, входивших в КУГ и сопровождавших американские соединения, при этом удар с ПЛАРК планировался совместно с ударом ракетных кораблей сопровождения. И как показали проведенные в мае 1972 г. в Средиземном море совместные стрельбы РКР «Грозный» и ПЛАРК К-313 крылатыми ракетами, ударная группа в составе РКР пр.58 и ПЛАРК пр.670 способна была пуском 16 ракет в обычном снаряжении вывести из строя или даже уничтожить авианосец. Слабым звеном тогда оказалась выдача целеуказания подводной лодке при маневрировании авианосца на скоростях более 20 узлов. Но в ситуации октября 1973 г. американские авианосцы вынуждены были находиться в определенном районе и двигаться с небольшой скоростью.

 

Командиры наших корабельных групп мертвой хваткой вцепились в назначенные группировки противника. Попытки американских АУГ оторваться от кораблей слежения ни к чему не привели. Наши командиры, имея большой опыт слежения, держали под постоянным ударом главные цели — ударные авианосцы и десантные вертолетоносцы. Командиры КУГ строили боевые порядки своих кораблей с таким расчетом, чтобы с началом боевых действий максимально использовать имеющееся оружие по противнику и в то же время обеспечить собственную безопасность, организуя надежную противовоздушную, противолодочную, противокатерную и противоракетную оборону.

Танкер «Григорий Вакуленчук» (пр.563, тип «Казбек»)

Расчеты боевых возможностей наших КУГ показывали, что ударные группы, имеющие в своем составе ракетные крейсера с крылатыми ракетами П-35 (КУГ-2 и КУГ-3), способны уничтожить авианосец. Ударные группы с артиллерийскими крейсерами (КУГ-1 и КУГ-4) способны вывести авианосец из строя, повредив его взлетную палубу и вызвав пожары на корабле. А морская ракетоносная авиация имела отличную возможность нанести завершающий удар по уже ослабленному противнику. При этом непосредственное слежение КУГ за авианосными ударными группами лишало американцев их основного преимущества внезапности по подъему авиации и усиливало наши боевые возможности при нанесении ударов по авианосцам.

Подводные лодки 5-й эскадры ВМФ СССР в порту Александрия

Тем временем немного позже американцы устроили новое серьезное испытание нашей эскадре. Их ударные группы начали маневрирование на больших ходах 26-28 узлов для того, чтобы наши следящие КУГ израсходовали свои запасы топлива, а затем и запасы заправщиков — ведь на больших ходах расход топлива увеличивается вдвое, а то и втрое. Штабной пост материального снабжения под управлением заместителя командира эскадры по электромеханической части капитана 1 ранга Е.Фетюнина заранее переместил наши танкеры в восточную часть моря. Следя за маневрированием АУГ и прогнозируя их местонахождение, посылали танкер в предполагаемую точку для заправки кораблей КУГ. К работе этого штабного поста подключился заместитель начальника штаба эскадры капитан 1 ранга Е.Семенов. На посту продумали «челночный» метод пополнения горючего: танкер, у которого топлива оставалось меньше других, сливал остатки другому танкеру, а сам полным ходом направлялся в Союз, бункеровался и — немедленно назад. «Гонка» кораблей продолжалась почти полмесяца — и днем, и ночью, — но перебоев в снабжении не было. Хотя в отличие от НАТОвских танкеров, бункеровавшихся в портах Греции и Кипра, нашим приходилось преодолевать большие расстояния до портов Кавказа. В этой обстановке, дополняя военные заправщики, очень помогли три танкера-десятитысячника типа «Казбек», арендованные в Министерстве морского флота. Капитаны этих танкеров четко выполняли команды КП эскадры, их экипажи работали сноровисто и слаженно.

Организация слежения корабельных ударных групп 5-й эскадры ВМФ за АУГ и ДЕСО 6-го флота США в готовности нанесения по ним ударов по приказанию 6-16.10.1973г.

Через четыре дня после начала военных действий советские самолеты Ан-12 и Ан-22 начали совершать регулярные рейсы в Каир. За короткое время было сделано около 900 вылетов. На борту самолетов находились необходимые боеприпасы и военная техника. За пределами радиуса действия истребителей с аэродромов стран ОВД их прикрытие осуществляли корабли эскадры своими ЗРК. Согласно И.Глассмену: «К 12 октября воздушный мост достиг грандиозных размеров, от 60 до 90 советских самолетов в сутки прибывали на египетские и сирийские аэродромы» Б.Портер также отмечал возросшую активность полетов советских транспортных самолетов: «Вначале воздушный мост был весьма скромных размеров, но к 12 октября число самолетов резко возросло — факт, зарегистрированный авиадиспетчерами Белграда и Кипра. К полуночи 12 октября 18 самолетов в час пролетало мимо Кипра. Большую часть перевозок обеспечивали транспорты Ан-12 и Ан-22, но также были задействованы и Ил-62, Ил-18, Ту-154. Большие транспортные самолеты, по сообщениям, совершили 934 рейса, перевезя 12.5 тыс. тонн для арабов с 10 по 23 октября». Следует добавить, что в обратном направлении в Москву удалось вывезти захваченные на Синае новый американский танк М-60; английский «Centurion» модификации Mk.VII, модернизированный в Израиле и получивший название «Шот» («Кнут»), неофициально его называли «Бен-Гурион»; беспилотный самолет-разведчик производства США; оружие и боеприпасы, используемые израильтянами.

Дизель-электрическая, ракетная подводная лодка пр.651 швартуется к плавучей мастерской ПМ-138. Средиземное море, октябрь, 1973г.

Москва также начала посылать технику и вооружение в Сирию и Египет морем. Уже 7 октября из черноморских портов Ильичевск, Октябрьский вышли первые советские транспортные корабли с оружием для арабов, с нагрузкой до 90-92 единиц бронетехники на борту каждого транспорта. Среднее время перехода из советских черноморских портов в Сирию или Египет составляло 3-4 дня. Величина сил эскорта диктовалась в соответствии с сообщениями о недавних нападениях на сирийские порты израильскими реактивными самолетами и кораблями. Они заходили в территориальные воды Сирии, стояли на внешнем рейде порта Тартус во время боевых действий. Отряд прикрытия приступил к работе, встречая транспорты по выходе из пролива Дарданеллы и сопровождая до входа в порт назначения. Для связи и управления на транспорт высаживался корабельный сигнальщик с радиостанцией. Израильские самолеты и катера все же совершали налеты и набеги на порты Латакия (ракетами поразили японский и греческий транспорты) и Тартус (11 октября был потоплен советский сухогруз «Илья Мечников»), а к конвоям приближаться не рискнули. Москва отказалась принимать израильское извинение. Советский посол в Вашингтоне, Анатолий Добрынин, заявил от имени Кремля протест по поводу нападения, а также выразил неудовольствие фактами недавнего развертывания американских судов в восточном Средиземноморье. 

Морской тральщик пр.266М

11 октября Москва переместила к Сирии три боевых корабля, а 13 октября разместила еще несколько кораблей вдоль сирийского побережья, чтобы охранять транспорты, везущие грузы. Рано утром 13 октября МТЩ пр.266М «Рулевой» (капитан-лейтенант П.Н.Козицин) и МТЩ-219 (капитан 3 ранга Е.А.Буслейко) вошли в сирийский порт Латакия. Командир дивизиона капитан 3 ранга К.А.Шовгенов был назначен старшим по охране порта и разгрузке советских транспортов с оружием и техникой, а также получил добро на применение оружия. Работа была напряженной, о ходе разгрузки и обстановке командир дивизиона каждый час докладывал Главнокомандующему ВМФ. 14 октября командиры военных кораблей в Средиземноморье получили приказ открывать огонь по мере необходимости по израильским и другим самолетам воюющих сторон, если они угрожают советским конвоям и транспортам. Все это было сделано потому, что советские поставки шли в Сирию потоком и их надо было обезопасить. 14 октября в Латакию прибыл ТР «Химик Зелинский», доставивший 90 ракет (514 тонн), 15 октября туда прибыл ТР «Салават» — 65 ракет, 16 октября в 7.30 прибыл ТР «Советск» — 65 ракет. Наши транспорты сопровождали БПК «Красный Кавказ» и ЭМ «Сознательный». За период с 9 октября по 6 ноября 1973 г. отрядом прикрытия было проведено 53 транспорта с вооружением и боеприпасами для Сирии и Египта. Из них 43 транспорта советских и 10 транспортов Народной Республики Болгария и Германской Демократической Республики, причем 13 советских транспортов совершили повторные рейсы. Также была обеспечена безопасность перелетов 913 рейсов самолетов советской транспортной авиации с грузами для арабов. Все проводки транспортов и перелеты самолетов проведены без потерь и замечаний. В этой операции особо отличились БПК «Красный Кавказ» и его командир капитан 3 ранга Юрий Кручинин. По просьбе сирийской стороны для обороны мест выгрузки техники и вооружения главком приказал морскому тральщику «Рулевой» и СДК-37 находиться в порту Латакия. Оба корабля совместно с кораблями сирийских ВМС и береговыми зенитными средствами участвовали в отражении налетов израильской авиации с применением зенитного оружия.

 

Имелось несколько зарегистрированных случаев, в которых советские надводные суда участвовали в ограниченных боевых действиях против израильских сил. 16 октября израильские самолеты совершили налет и обстрел порта, корабли ОВР МТЩ пр.266М «Рулевой» (капитан-лейтенант П.Н.Козицин) и МТЩ-219 (капитан 3 ранга Е.А.Буслейко) открыли огонь. На третьем заходе метким огнем комендоров «Рулевого» был сбит истребитель типа «Phantom». За проявленное мужество и отвагу по итогам боевой службы были награждены орденом Красного Знамени капитан 3 ранга П.Н.Козицин, орденом Красной Звезды капитан 3 ранга К.А.Шовгенов и лейтенант М.К.Лях, медалью «За боевые заслуги» капитан-лейтенант Л.Н.Сергеев. Другой случай произошел в тот же день в акватории Порт-Саида, где в те дни находилось восемь десантных кораблей и эсминец. В один из авианалетов комендор СДК-137 (командир капитан-лейтенант Л.Лисицын) старшина 1 статьи П.Гринев своевременно обнаружил израильский «Phantom», заходивший на боевой курс для удара по кораблю, открыл огонь на поражение и сбил его. Подвиг моряка-черноморца отмечен орденом Красной Звезды. Эти израильские реактивные самолеты были обстреляны в порядке самообороны, а советские командиры, несомненно, знали о риске быть вовлеченными в конфликт.

Средний десантный корабль СДК-137 пр.773 Кировоград»

Советские силы вокруг острова Крит на тот момент включали два КР — «Мурманск» и «Адмирал Ушаков», БПК «Красный Кавказ», «Проворный», «Решительный», «Сметливый», «Образцовый», ЭМ «Сознательный» и «Пламенный». Десантные силы, расположенные к северу от Порт-Саида, состояли из БДК «Воронежский комсомолец», «Крымский комсомолец», «Красная Пресня», БДК-104 и 5 СДК с морской пехотой на борту, БПК «Отважный» и нескольких эсминцев, включая «Напористый». Охрану отряда осуществляли СКР «Ворон», «Куница» и СКР-77, в том же районе были и 2 тральщика. Кроме того, по меньшей мере 5 подводных лодок заняли позиции у Крита, некоторые из них несли крылатые ракеты. Еще ряд судов был в пути. Было заявлено о проходе через Дарданеллы с ЧФ в Средиземное море 7 судов, в том числе готовился крейсер ПЛО «Москва». Два дополнительных десантных корабля, вместе способные перебросить 1000 морских пехотинцев, как ожидалось, готовились к выходу из Черного моря, а пять ПЛ были в Атлантике, на пути к Средиземноморью, с целью усиления 5-й эскадры. 28 октября туда направились силы поддержки в составе ракетного крейсера «Адмирал Головко», БПК «Красный Крым», эсминца «Находчивый» под командованием начальника штаба 11-й бригады противолодочных кораблей капитана 1 ранга Н.Г.Легкого со штабом.

 

26 октября после подписания соглашения о перемирии Министр обороны Джеймс Шлесингер объявил, что США понизили боевую готовность до третьей степени, но 6-й флот продолжал оставаться на самой высокой степени готовности. В этот же день 5-я эскадра начала проведение учений против АУГ и десантных соединений в восточном Средиземноморье, используя фактические американские суда как цели моделируемых нападений. Группа слежения КУГ-2 вела слежение за АУГ ВМС США во главе с ударным авианосцем CVA 62 «Independence» (РКР «Грозный», БПК «Проворный» и ЭМ «Пламенный»). КУГ-4 (КР «Мурманск» и БПК «Сметливый») вела слежение за АУГ ВМС США во главе с ударным авианосцем CV 42 «Franklin D. Roosevelt». КУГ-1 (КР «Адмирал Ушаков», БПК «Решительный» и «Неуловимый») вела слежение за амфибийным оперативным соединением ВМС США с десантным вертолетоносцем LPH 2 «Iwo Jima». Прибывший через Гибралтар БПК «Адмирал Макаров» пр.1134A оставался в западном Средиземноморье до его возвращения обратно в ноябре. Группа КУГ-3 (РКР «Адмирал Головко», БПК «Красный Крым» и ЭМ «Находчивый») вошла в Средиземноморье 29 октября и начала преследовать АУГ ВМС США во главе с ударным авианосцем CV 67 «John F. Kennedy», КУГ-5 (ЭМ «Сознательный», БПК «Красный Кавказ» и «Отважный») начала преследовать амфибийное оперативное соединение ВМС США с десантным вертолетоносцем LPH 7 «Guadalcanal» около острова Крит.

Ракетный катер пр.205, ВМФ Египта, возвращается с боевого похода. Порт Александрия АРЕ, октябрь 1973г.

Американские корабли действовали аналогичным образом.

 

Силы 5-й эскадры достигли максимума 31 октября, составив 96 единиц, включая 23 ПЛ (из них по крайней мере семь с КР), они могли в первом залпе запустить 88 КР. 60 американских судов тогда включали 3 авианосца, 2 вертолетоносца и 9 субмарин, но они оказались во все более и более неудобной позиции, в которой возможный удар казался смертельным. Вокруг каждого авианосца было три советских корабля — два вооруженных ракетами и один разведывательный корабль, способный навести ракеты с находящихся в отдалении кораблей и ПЛ. Если ситуация на берегу была разряжена, кризис в море не только сохранился, но и достиг наиболее опасной стадии. Четыре американских ударных группы постоянно преследовались советскими кораблями. Три КУГ, следящие за американскими АУГ, могли запустить в первом ударе по крайней мере 13 ракет каждый по своей цели. Четыре советских ПЛАРК были на патрулировании поблизости. Американская десантная группа к югу от острова Крит была аналогично зажата группой из пяти боевых советских кораблей, некоторые из которых тоже несли ракеты.

Групповой снимок матросов 5-й эскадры ВМФ СССР с солдатами отряда коммандос ВС АРЕ. Александрия, октябрь 1973г.

В этот момент, как только стало ясно, что конфликт не будет иметь никакого продолжения, Вашингтон уполномочил свои АУГ 6-го флота оставить их районы развертывания к югу от острова Крит и идти на запад. Начало движения было отсрочено до 16.00 30 октября ввиду плохой погоды, но как только оно началось, напряженность стала быстро ослабевать. Этим Белый Дом, бесспорно, посылал Кремлю сигнал, что его силы возвращаются в обычное состояние. В свою очередь силы 5-й эскадры начали рассредоточение 3 ноября.

 

 

Тем не менее оба флота остались в высокой готовности следующие две недели. 6 ноября Волобуев отменил посещение порта в Алжире и вновь продолжил слежение за АУГ во главе с CV 67 «John F. Kennedy» и LPH 2 «Iwo Jima» к западу от острова Крит. 9 ноября группа кораблей с крылатыми ракетами, следящая за CV 67 «John F. Kennedy», была уменьшена и направлена для отдыха в Александрию (Египет). Еще две группы слежения были расформированы 10 ноября, осталось только три КУГ. РКР «Грозный» впоследствии ушел в Севастополь, КР «Мурманск» выполнил переход через пролив Гибралтар, направляясь на Север. Несмотря на постоянные запросы о возвращении кораблей в районы базирования, Горшков не разрешил более существенное сокращение сил, следящих за соединениями во главе с CV 67 «John F. Kennedy», CVA 62 «Independence» и CV 42 «Franklin D. Roosevelt», до 15 ноября. На 31 декабря 1973 г. в Средиземном море из состава ЧФ находился усиленный отряд кораблей в составе: крейсер «Адмирал Ушаков», БПК «Отважный», «Решительный», «Неуловимый», ЭМ «Сознательный» и «Оживленный», 3 СКР, 1 ТЩ, 2 СДК и плавучая база «Виктор Котельников». Помимо этого здесь были корабли Северного и Балтийского флота.

Истребитель F-4 «Фантом» пролетает над плавучей мастерской ПМ-138. Октябрь 1973 г.

Отдельного внимания заслуживает организация эвакуации советских специалистов и их семей. Она проходила по следующей схеме: вначале корабли эскадры принимают эвакуируемых в порту Александрия; командир 9-й бригады судов обеспечения капитан 1 ранга Н.Мясоедов, назначенный старшим по эвакуации, взаимодействуя с Генеральным консулом СССР в АРЕ, утрясает таможенные и другие вопросы с местными властями, осуществляет погрузку на корабли и отправляет их в точку №5 к острову Крит. Подобные обязанности в порту Латакия были поручены старшему военному советнику при командующем ВМС Сирии Герою Советского Союза контрадмиралу В.Быкову. Размещение эвакуируемых проводится в офицерских каютах с организацией горячего питания, включая манную кашу с молоком для детей (манная крупа была предусмотрена для питания после операций и для прочих больных, нуждающихся в диете), и организацией культурного досуга силами политотделов. В точке №5 командиры кораблей связываются с проходящими советскими транспортами ММФ и, в зависимости от погодных условий, прикрываясь от ветра и волны, выбирают место, в котором своими плавсредствами перевозят эвакуированных на транспорты. Транспортам дано указание: приняв пассажиров, следовать в порт Одесса. В Одессе создана государственная комиссия по приему эвакуированных, их размещению и дальнейшей отправке наземным и воздушным транспортом к месту жительства. Комиссия организовала размещение, питание, приобретение билетов и снабжение деньгами на дорогу, так как эвакуированные в спешке прибывали на корабли в чем есть. Кораблями эскадры было эвакуировано 650 человек, 180 из Латакии и 470 из Александрии. Из Сирии наши специалисты были эвакуированы в последний момент, СКР «Куница» вышел из порта в 17.45 с семьями, а в 23.30 израильтяне произвели налет на Латакию. В последующем эвакуация семей служащих и туристов проводилась судами ММФ, корабли эскадры осуществляли прикрытие этих перевозок. Всего было эвакуировано 2954 человека. Все люди были доставлены на Родину живыми и здоровыми. В память об этих грозных событиях на кораблях эскадры сохранились благодарственные письма эвакуированных.

Старшина второй статьи В. Бут несет вахту у трапа. На период службы в Средиземном море всем морякам ЧФ, начиная от рядового и заканчивая высшим командным составом флота, выдали тропическую форму одежды голубого цвета. Александрия, АРЕ, октябрь 1973 г.

Как вспоминает П.Р.Дубягин, начальник политотдела 5-й оперативной эскадры: «Чувствовали ли мы, эскадренники, себя героями в этих событиях? Нет, конечно. Было чувство добросовестно исполненного долга. Все боевые распоряжения главкома выполнены без накладок и замечаний. Командиры соединений и кораблей действовали грамотно и решительно. Экипажи с честью вынесли колоссальные нагрузки длительного противостояния в условиях плавания — почти месяц по боевой готовности №2, все время на ходу, в том числе и полными ходами, неся ходовые вахты в две смены. Было чувство удовлетворения от исполненного интернационального долга перед арабами. Помогли семьям совслужащих в этой трудной обстановке. И была радость от того, что обуздали наглых американцев, гордость за свою Родину. Укрепилась уверенность в том, что если бы начались фактические боевые действия, наши люди проявили бы свои лучшие боевые качества. Был ли страх перед возможным началом боевых действий? У меня лично не было. Не видел его и в ближайшем окружении, не слышал, чтобы на наших кораблях кто-то испугался. Длительная боевая служба, постоянный контакт с вероятным противником, жесткие задачи, поставленные эскадре: любыми средствами не допустить запуск ракет с ПЛАРБ и массированный подъем авиации с авианосцев для удара по нашей территории — приучили нас быть готовыми к самому худшему развитию событий. Было чувство тревоги: случайным выстрелом не спровоцировать это начало. Была также тревога о том, чтобы не произошло навигационного происшествия — столкновения кораблей — из-за сложившейся сложной обстановки маневрирования десятков кораблей полными ходами на сравнительно небольшом участке моря».

 

Руководство страны высоко оценило деятельность 5-й эскадры. Командир эскадры вице-адмирал Е.Волобуев, командиры бригад капитаны 1 ранга Н.Ясаков, Н.Мясоедов, Н.Легкий были награждены орденом Красного Знамени. Этим же орденом награждены командиры БПК «Красный Кавказ», морского тральщика «Рулевой» и СДК-37. Командир 30-й дивизии контр-адмирал Л.Васюков был удостоен высшей награды Родины — ордена Ленина. Многие офицеры соединений, кораблей, штаба и политотдела эскадры были награждены орденом Красной Звезды. Решительные действия эскадры, сковавшей действия 6-го флота США, не допустившей его приближения к берегам Сирии и Египта, реальная помощь вооружением и боевой техникой подняли боевой дух арабов для решительного сопротивления противнику. А настойчивость советской дипломатии, основанная на нашей военной мощи, вынудила Израиль прекратить боевые действия, не добившись планируемых результатов. Это еще раз доказало, что решительные заявления правительства действенны тогда, когда они подкреплены реальной военной силой.

 

Окончание следует.

 

Напоминаем Вам, что в нашем журнале «Наука и техника» Вы найдете много интересных оригинальных статей о развитии авиации, кораблестроения, бронетехники, средств связи, космонавтики, точных, естественных и социальных наук. На сайте Вы можете приобрести электронную версию журнала за символические 60 р/15 грн.

 

В нашем интернет-магазине Вы найдете также книги, постеры, магниты, календари с авиацией, кораблями, танками.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Новости о науке, технике, вооружении и технологиях.

Подпишитесь и будете получать свежий дайджест лучших статей за неделю!

Email*

Подписаться

Корабли обеспечения

Фотографии, представленные на странице, найдены на различных сайтах сети Интернет

пбпл «Волга» пр. 1886.1 тип Угра

пбпл «Дмитрий Галкин» пр. 310

пбпл «Печора»

пбпл «Тулома»

пртб «Коломыя»

ук «Перекоп» пр. 887

ук «Гангут» пр. 1886

ук «Гангут» пр. 1886

ук «Бородино» пр. 1886

ук «Курсант» пр. 188

ус «Ока» пр. 888

ус «Луга» пр. 888

учебный катер УК-712 пр. УК-3

учебный катер УК-231 пр. 1896У

учебный экраноплан Стриж

корабль управления «Ангара»

корабль воздушного наблюдения КВН-35 пр. 258

катер-цель КЦ-53 пр. 183

катер-цель КЦ-10 пр. 1392

катер управления ССВ-10 (бывший австрийский тщ «Графинау»)

катер радиационно-химической разведки КРХР-1821

торпедолов ТЛ-1666 пр. 1388

торпедолов пр. Т368

торпедолов пр. Т368

самоходный минный плотик СМП-30 пр. 355

катер экологической разведки ОК-1927 пр. 1415

катер ПДСС пр. ПВ1415

катер ПДСС пр. 376

Моряк плавбазы подводных лодок «Волга» подтвердил, что весь экипаж наблюдал множество НЛО, круживших рядом с ними в течении 20 минут. И опять во время стрельб ракетами

Вот такой короткий фрагмент. Я решил найти в соцсетях живых свидетелей этой истории, служивших в тот день на плавбазе «Волга».

ПБПЛ «Волга»

Нашел нескольких, но откликнулся пока только один человек. Это харьковчанин Юрий Корженко 1955 г.р. https://ok.ru/profile/588102929974

Юрий Корженко во время службы на флоте
 

У него на странице даже есть фотография с наколкой на правой руке с названием судна «ВОЛГА». Над якорем аббревиатура «КСФ» — «Краснознамённый Се́верный Флот». Так что, сомнений нет, что он служил на этом судне.

От него я узнал что у Владимира Ажажи в книге не точно указана фамилия командира плавбазы — не ТаранКин, а ТаранТин.

Я спросил у Юрия не публиковал ли он уже ранее отчет о том событии. Ответил «нет». Тогда я попросил рассказать сейчас. Вот его рассказ: 

Я видел 3 группы по 3 объекта. Картину запомнил на всю жизнь. Рассказывал друзьям. Мало кто верит.

Было это в районе Новой Земли. Выходили сопровождать ПЛ на стрельбы новой ракетой. «Час Х» назначен был на 00:00.

Первым эти объекты заметил сигнальщик Саша Моисеев. У нас на борту было две съемочные группы со штаба Северного флота, высшие чины того же штаба. 

Объекты видны были очень чётко. А вот аппаратура на корабле давала сбой. И радар их не брал. Это было на протяжении двух суток. Появлялись по времени ближе к 00:00

Вы задавайте вопросы я отвечу

Прошу обратить внимание, что его рассказ в одной важной детали совпадает с рассказом из книги Ажажи. Там упоминается, что в момент появления НЛО радиосвязь со штабом пропала. И Юрий говорит, что аппаратура судна, в том числе радар, отказали. 

Но, самое главное не в этом. Обратите внимание, что НЛО появились не когда попало, а именно перед первым запуском новой ракеты в «Час Х» 00:00. Может случайно?

Ан нет! Это не первый такой случай. Пришельцы словно знают заранее когда будет какое то интересное испытание оружия.

То же самое публично заявлял командир флотилии атомных подводных лодок Северного Флота Герой Советского Союза, самый выдающийся советский подводник Лев Алексеевич Матушкин:

Название ролика:

«Лев Матушкин. Командир атомной субмарины. Видел выныривающий НЛО ‘НЛО Дело особой важности'»

Ссылка на видео https://goo.gl/XT9W86

На видео он утверждает, что в районе Новой Земли видел на расстоянии 50 кабельтовых (9 км), как из-под воды вынырнул гигантский многогранный яйцеобразный объект и ушел в облака. Что самое интересное, штурман успел сфотографировать. Фотографии и записки от всех очевидцев из экипажа лодки были отправлены в академию наук. А оттуда ни ответа ни привета. Но самое интересное что это произошло на кануне испытания атомной бомбы. 

Путин рядом с Львом Матушкиным на дне Подводника

Мария Стоянова-Тимбукту — внучка Льва Алексеевича.

Отец Марии — капитан 1-го ранга Стоянов Валерий Алексеевич, (муж дочери Льва Матушкина). Он с интернетом не дружит, его нет в соцсетях. Я смог найти только его фотографию, которую выложила в фейсбук его супруга Надежда Стоянова, мама Марии. Вот ссылка на ее страницу https://www.facebook.com/aspirininka

А вот что Мария узнала от отца и рассказала мне: 

Во время учений на севере в 1984 году отец произвел учебный запуск баллистической ракеты. Запуск снимали на видео, она была видна на радарах, но, на 5-й секунде полета ракета просто исчезла на виду у всех наблюдателей и грохот ее двигателей тоже. Всех вернули на базу, начали расследование, поняли, что вины личного состава нет. За этот запуск отец получил 2, хотя, ошибок личного состава в пуске не нашли. Московская комиссия проверяла.

Подробнее о Льве Матушкине тут https://goo.gl/4jiDB8

То, что пришельцы сопровождают крупные военные маневры, заявляют и сухопутные и авиационные высокопоставленные военных. Вот, например, что утверждает сотрудник Центра космической связи ВВС России генерал-майор Василий Алексеев:

… определенные эксперты направлялись для расследования, особенно в те места, где НЛО появлялись достаточно часто. Обычно это были места размещения объектов стратегической важности, ракетных комплексов, научно-исследовательских учреждений, иными словами мест с высокой концентрацией передовых научных достижений и, в значительной степени, объектов, связанных с ядерным оружием. 

НЛО появлялись там, где была повышенная военная активность, скажем при транспортировке «специальных» грузов… 

(Это был фрагмент из моей подборки заявлений высокопоставленных военных и летчиков о наблюдении НЛО https://goo.gl/ChSk6e )

***

Летчик-испытатель первого класса полковник Александр Акименков кроме испытательных имеет и 40 боевых вылетов. Освоил 83 типа и модификаций авиатехники, 50 военных и 33 гражданских. В 1984 г. успешно прошёл медицинский отбор как кандидат для подготовки к полётам на ВКС «Буран». 

Акименков тоже замечает, что в Ахтубинске во ВНИИ ВВС имени Чкалова НЛО появлялись так часто, что у него сложилось впечатление, что пришельцы знают расписание полетов лучше самих военных:

Вот еще одно его выступление, где он утверждает опять, что эти загадочные товарищи присматривают за испытаниями военной техники:

***

В этой истории с ПБПЛ «Волга» еще один типичный НЛО-шный эффект. Отказ аппаратуры при их приближении. 

Вот типичный случай:

Интересно, что ученый собеседник никак не объясняет причину блокировки, а просто игнорирует этот момент. Ничего не вижу ничего слышу.

Из-за отказа техники при приближении НЛО курсант ейского училища летчиков Максим Чурбаков трижды за 2 недели терпел катастрофу в августе 1991 года. Подробно об этом тут https://goo.gl/Srkxqn

***

Далее я спросил Юрия Корженко, кого он еще может назвать из очевидцев 9 НЛО над Плавбазой «Волга» кроме сигнальщика Саши Моисеева. Он назвал несколько человек. Я их нашел в соцсетях, но, они на мои запросы пока не ответили.

Юрий сказал что Саша Моисеев жил в Севастополе. И они виделись последний раз в 1980 году, а на данный момент связь потеряна. Похоже, я нашел его в ВК https://vk.com/id135240362 Но, страница заброшена — давно не обновлялась. 

Доруш Н.Я.

Также, Юрий сообщил что фамилия мичмана Цветков (имя не помнит).

Старпомом был тогда Доруш Николай Яковлевич. Вот его страница в ОК https://ok.ru/profile/515011892728

И с тех пор Юрий, почему-то, больше мне не отвечал, хотя, в сети появлялся и что-то публиковал на своей странице в ОК. Когда он выйдет на связь, напишу продолжение. Я так и не успел спросить были ли сделаны фотографии тех НЛО и если да, то, где они сейчас.


***

Связанная тема:

***

Лев Худой в соцсетях:

5. Корабли ВМФ СССР в 1983 г. на БС в Индийском океане. (5/1-16)


























































Начало БС в Индийском океане

Конец БС в Индийском океане

Время на БС (месяцев)

Тип и проект судна (по классификации НАТО)

Название/ бортовой номер/ командир

Посещение иностранных портов

Примечание.

3 января 1982 г.

Сентябрь 1983 г.

21

МБ пр.745 (Sorum)

«МБ-105»

 

Работа с ПМТО о.Нокра (арх. Дахлак, Эфиопия)

10 июля 1982 г.

11 января 1983 г.

6

МТЩ-СКР пр.264А (Т-58)

«Павлин Виноградов» / к-3р. Бояркин В.В.

Аден (НДРЙ)

 

1982 г.

1983 г.

 

КУ пр.05964 (Vytegrales)

«Даурия» / 501 / ЧФ

 

На БС вышли в июле 1982 г., длилась она 10 месяцев. Туда и обратно через Суэцкий канал.

27 августа 1982 г.

Апрель 1984 г.

20

ПМ пр.304 (Amur) 

«ПМ-52» / Дворников – Кудряшов — Дворников

 

Размещена на ПМТО арх. Дахлак, где оставалась по март 1984 г., за это время произошло несколько смен командиров до весны 1983 г. Дворников, с весны 1983 г. по весну 1984 г. Кудряшев, а с весны 1984 г. перед самым уходом опять Дворников

23 сентября 1982 г.

12 ноября 1983 г.

14

ПБПЛ пр.1886 (Ugra)

«Волга» / 876 / к-3р. Ларионов В.И. / ЧФ

Аден (НДРЙ) март 1983 г.

Туда и обратно через Суэцкий канал.

2 ноября 1982 г.

20 июня 1983 г.

8

МТЩ пр.266М (Natya) 

«Контр-адмирал Першин» / 753 /

   

20 ноября 1982 г.

7 февраля 1983 г.

3

ПЛАРК пр.670 (Charlie)

«К-429» / к-3р. Мякишев Е.В.

Аден (НДРЙ)

Старший на борту — командир 228-го экипажа ПЛ капитан 2 ранга Г.А.Сорокин. На службу вышли в июле 1982 г., заходили в ПМТО Камрань.

22 ноября 1982 г.

17 января  1983 г.

2

ТАКР пр.1143 (Kiev)

«Минск» / 011 / к-1р. В.Саможенов

Бомбей (Индия) 11-14 декабря

Аден (НДРЙ)

 

22 ноября 1982 г.

17 января  1983 г.

2

БПК пр.1134Б (Kara)

«Ташкент» / 556 /

Бомбей (Индия) 11-14 декабря

Аден (НДРЙ)

 

Декабрь 1982 г.

20 июня 1983 г.

7

БДК пр.1171 (Alligator)

«Александр Торцев» / 055 – 052 / к-3р. П.Петров

 

На борту батальон морской пехоты 165 полка морской пехоты ТОФ, командир подполковник В.А.Уфимцев.

6 февраля 1983 г.

30 апреля 1983 г.

3

ПЛАРК пр.675 (Echo II) 

«К-557» / к-2р. Безухов С.Д.

Аден (НДРЙ) март

На службу вышла в октябре 1982 г., заходила в ПМТО Камрань (Вьетнам)

20 февраля 1983 г.

17 июня 1983 г.

4

БПК пр.61 (Kashin)

«Способный» / 544 / к-2р. Часовских

Коломбо (Шри-Ланка) 9-13 июня

Аден (НДРЙ)

Участие в подъеме орбитального ракетоплана «Бор-4» 16 марта.

3 марта 1983 г.

30 апреля 1983 г.

2

БПК пр.1134Б (Kara)

«Ташкент» / 556 /

Аден (НДРЙ) март

Участие в подъеме орбитального ракетоплана «Бор-4» 16 марта.

 

 

 

ПСК пр.596П (Vytegrales)

«Апшерон» / ЧФ

 

Туда и обратно через Суэцкий канал. Участие в подъеме орбитального ракетоплана «Бор-4» 16 марта.

 

 

 

ПСК пр.596П (Vytegrales)

«Донбасс» / ЧФ

 

Туда и обратно через Суэцкий канал. Участие в подъеме орбитального ракетоплана «Бор-4» 16 марта.

 

 

 

ПСК пр.596П (Vytegrales)

«Ямал» / ЧФ

 

Туда и обратно через Суэцкий канал. Участие в подъеме орбитального ракетоплана «Бор-4» 16 марта.

 

 

 

КИК пр.1130      

«Чумикан»

 

Участие в подъеме орбитального ракетоплана «Бор-4» 16 марта.

14 марта 1983 г.

28 сентября 1983 г.

7

СКР пр.1135 (Krivak)

«Грозящий» / 695 / к-3р. Захаров В.П.

Коломбо (Шри-Ланка) 9-13 июня

 

Март 1983 г.

Март 1983 г.

 

ПМ пр.304 (Amur)

«ПМ-156»

 

Переход из ПМТО Камрань (СРВ) на Балтику на ремонт через Суэцкий канал.

Март 1983 г.

 

 

МБ пр.714 (Goryn)

«МБ-18»

 

На переходе полетела турбина.

6 апреля 1983 г.

28 августа 1983 г.

 

БДК пр.1171 (Alligator)

«Николай Вилков» / к-2р. Жуков А.Г.

Мапуту (Мозамбик)

На борту батальон морской пехоты 390 полка морской пехоты ТОФ под командованием капитана Е.М.Верхозина.

23 апреля 1983 г.

Август 1983 г.

4

МТЩ пр.266М (Natya)

«Трал» / ст. л. Нарыков А.В.

Аден (НДРЙ) май

Старший на борту начальник штаба 646 днтщ 45 брковр старший лейтенант Илышев Н.Н.

 

 

 

СМТ типа «Дубна»

«Печенга»

Коломбо (Шри-Ланка) 9-13 июня

 

6 мая 1983 г.

15 октября 1983 г.

6

СРЗК пр.850 (Nikolay Zubov)

«Семен Челюскин» / ССВ-469 /

 

 

19 июля 1983 г.

7 января 1984 г.

6

БДК пр.775 (Ropucha)

«БДК-98» / к-3р. Трегубов В.Д.

 

Межфлотский переход с Балтики на ТОФ через Суэцкий канал, с усиленной ротой морской пехоты 3 батальона 390 полка морской пехоты ТОФ под командованием капитана Гудкова В.В.

Август 1983 г.

22 декабря 1983 г.

5

МТЩ пр.266М (Natya)

«Электрик» / к-3р. Гербутов С.И. / ЧФ

 

Туда и обратно через Суэцкий канал.

2 августа 1983 г.

10 октября 1983 г.

3

СКР пр.50 (Riga)

«Волк» / 822 / к-л. Абраменков Д.Ф. / ЧФ

 

Туда и обратно через Суэцкий канал.

17 августа 1983 г.

11 марта 1984 г.

7

СКР пр.1135 (Krivak)

«Разящий» / к-2р. Мартынов В.В.

 

 

24 августа 1983 г.

23 октября 1983 г.

2

АПЛ пр.627А (November)

«К-42» — «Ростовский комсомолец» / к-2р. Травин Е.И.

 

Старший на борту капитан 1 ранга В.А.Кожевников

24 августа 1983 г.

Август 1983 г.

 

МТЩ пр.266 (Yurka)

«МТ-238» / 748 /

 

Базировался на ПМТО Камрань (Вьетнам), проводка судов через Малаккский пролив

26 августа 1983 г.

Октябрь 1983 г.

2

ЭМ пр.56А (Kotlin)

«Находчивый» / 513 / к-2р. Турковский / ЧФ

 

Туда и обратно через Суэцкий канал.

1983 г.

1984 г.

 

КУ пр.05964 (Vytegrales)

«Тамань» / ЧФ

 

На БС вышли в августе 1983 г., длилась она 10 месяцев. Туда и обратно через Суэцкий канал.

 

 

 

танкер

«Аргунь»

 

В сентябре у берегов Мозамбика

12 сентября 1983 г.

3 декабря 1983 г.

3

ПЛАРК пр.675МК (Echo II)

«К-431» / к-2р. Шепель В.Н.

 

 

12 сентября 1983 г.

Сентябрь 1983 г.

 

МТЩ пр.266 (Yurka)

«МТ-238» / 748 /

 

Базировался на ПМТО Камрань (Вьетнам), проводка судов через Малаккский пролив

15 сентября 1983 г.

28 апреля 1984 г.

8

БПК пр.1134Б (Kara)

«Таллин»

Массауа (Эфиопия) 16-20 февраля

 

16 сентября 1983 г.

30 октября 1983 г.

2

ДПЛ  пр.641 (Foxtrot)

«Б-213» / к-2р. Огородников В.А. 

 

 

Октябрь 1983 г.

Октябрь 1983 г.

 

ПБПЛ пр.1886 (Ugra)

«Иван Вахрамеев» / 807 / к-3р. Шаров

 

Переход из ПМТО Камрань (СРВ) на Балтику на ремонт.

Октябрь 1983 г.

30 октября 1983 г.

 

МТЩ пр.266М (Natya)

 

 

Базировался на ПМТО Камрань (Вьетнам), проводка судов через Малаккский пролив

Октябрь 1983 г.

20 декабря 1983 г.

 

ЭМ пр.56А (Kotlin)

«Напористый» / 516 / к-3р. В.В.Васильчук / ЧФ

 

Туда и обратно через Суэцкий канал.

Октябрь 1983 г.

Март-апрель 1984 г.

6

ОИС пр.852 (Akademik Krylov)

«Адмирал Владимирский» / ЧФ

Бомбей (Индия) 22-26 ноября

Коломбо (Шри-Ланка)

Виктория (Сейшельские острова)

Туда и обратно через Суэцкий канал. Участие в комплексной экспедиции «Юг-83» с октября 1983 г. по март 1984 г.

 

 

 

ОИС пр.850 (Nikolay Zubov)

«Фаддей Беллинсгаузен» / ЧФ

Бомбей (Индия) 22-26 ноября

Туда и обратно через Суэцкий канал. Участие в комплексной экспедиции «Юг-83» с октября 1983 г. по март 1984 г.

 

 

 

ГИСУ пр.861 (Moma)

«Челекен» / ЧФ

Бомбей (Индия) 18-22 ноября

Туда и обратно через Суэцкий канал. Участие в комплексной экспедиции «Юг-83» с октября 1983 г. по март 1984 г.

 

 

 

ГИСУ пр.862 (Yug)

«Створ» / ЧФ

Бомбей (Индия) 18-22 ноября

Туда и обратно через Суэцкий канал. Участие в комплексной экспедиции «Юг-83» с октября 1983 г. по март 1984 г.

27 ноября 1983 г.

15 февраля 1984 г.

3

ТАКР пр.1143 (Kiev)

«Новороссийск» / к-1р. Черных Б.П.

Мапуту (Мозамбик) 1-9 декабря

Мадрас (Индия) 5-10 февраля

Межфлотский переход на ТОФ вокруг Африки. Старший на переходе командир 10 опэск ТОФ вице-адмирал Р.Л.Дымов. 

27 ноября 1983 г.

15 февраля 1984 г.

3

БПК пр.1134Б (Kara)

«Николаев» / 700 / к-3р. Баранов В.Н.

Мапуту (Мозамбик) 1-9 декабря

Мадрас (Индия) 5-10 февраля

Межфлотский переход на ТОФ вокруг Африки. Старший на переходе командир 10 опэск ТОФ вице-адмирал Р.Л.Дымов.

27 ноября 1983 г.

15 февраля 1984 г.

3

СКР пр.1135 (Krivak)

«Порывистый» / к-3р. Макаренко В.К.

Виктория (Сейшельские острова) 8-13 декабря

Мадрас (Индия) 5-10 февраля

Межфлотский переход на ТОФ вокруг Африки. Старший на переходе командир 10 опэск ТОФ вице-адмирал Р.Л.Дымов.

27 ноября 1983 г.

15 февраля 1984 г.

3

БДК пр.1174 (Ivan Rogov)

«Александр Николаев» / к-2р. Ю.Вакарин

Мапуту (Мозамбик) 1-9 декабря

Межфлотский переход на ТОФ вокруг Африки. Старший на переходе командир 10 опэск ТОФ вице-адмирал Р.Л.Дымов.

1983 г.

1984 г.

 

Танкер пр. В-72 типа «Интернационал»

«Память Ленина» ДВМП

Мапуту (Мозамбик) 1-9 декабря

Порт-Луи (Маврикий) 22-26 мая

 

1983 г.

1984 г.

 

БМТ пр.1599В

«Борис Бутома»

 

В декабре 1983 г. снабжал ТАКР «Новороссийск». В 1983-1984 гг. был на 13 месячной БС, во Владивосток вернулся в августе 1984 г.

30 ноября 1983 г.

22 июня 1984 г.

7

БДК пр.775 (Ropucha)

«БДК-14»

Массауа (Эфиопия) 16-20 февраля

На борту усиленная рота морской пехоты 165 полка морской пехоты под командованием капитана В.И.Киреева.

1 декабря 1983 г.

3 мая 1984 г.

5

ГС пр.320А

«Обь»

Аден (НДРЙ)

Коломбо (Шри-Ланка)

 

20 декабря 1983 г.

9 марта 1984 г.

3

ПЛАРК пр.675МК (Mod Echo II)

«К-204»

 

 

20 декабря 1983 г.

16 апреля 1984 г.

4

ДПЛ пр.641 (Foxtrot) 

«Б-112» / к-2р. Головань А.И.

Аден (НДРЙ)

 

Декабрь 1983 г.

 

 

ПСК пр.596П (Vytegrales)

«Баскунчак» / ЧФ

 

Туда и обратно через Суэцкий канал. В 1983 г. КУ «Баскунчак» прошел Суэцким каналом из Средиземного моря в Красное для несения БС в Индийском океане.

 

 

 

ГИСУ пр. 862/II (Yug)

 

«Визир» / БФ

 

Декабрь 1983 г. работа в р-не Мапуту — Пемба.

Уничтожение Флота России в ельциновскую эпоху » Страница 4 » За державу обидно!

Сторожевой корабль проекта 11540 «Туман».
Достаточно современный проект. Из-за отсутствия финансирования снят со строительства и поставлен в отстой.
В таком виде и защищает путинскую Россию.


Малый противолодочный корабль МПК-67.

Исключен из состава флота и в 2006 году частично разделан на металл в Кронштадте.


Сторожевой корабль «Ревностный».

Выставлен на конкурс 18к-52 по утилизации

Уже в виде гвоздей.


ЧФ РФ. Тонущий без боя МПК «Владимирец».


Без боя горит большой десантный корабль „Александр Шабалин».


АПЛ в ожидании неминуемой участи – перековки на гвозди.


Береговая охрана РФ.

Не выдержав утилизации решил вернуться в воду…

БОНУС


Символ победы нашего народа.

Легендарный военный корабль-яхта «Aviso Hella» командующего подводным флотом Германии гросс-адмирала Карла Деница.

Продан итальянскому бизнесмену.

Вот список преданного, проданного, сданного врагам боевого, справного, могучего российского флота.

По заключению экспертов, предавших гласности этот список через газету «Версия», «многие из этих кораблей не выслужили и половины установленного срока и ушли за смешные деньги».

Цены указаны в тысячах долларов США.

Названия некоторых кораблей сокращены.

Наберитесь терпения, и, не пробегая глазами, а впиваясь в каждую строку, читайте этот поминальный список нашего флота, нашей мощи, нашей силы, нашей гордости, нашего национального уважения, наших сил, денег, пота, ума.


Сторожевые корабли


Сторожевой корабль «Доблестный» — 69,54 тыс.

Сторожевой корабль «Зоркий» — 227,5

Сторожевой корабль «Строгий» — 316,5

Сторожевой корабль «Стерегущий» — 314,16

Сторожевой корабль «Сообразительный» — 292,56

Сторожевой корабль «Свирепый» — 97,79

Эскадренные миноносцы

Эскадренный миноносец «Упорный» — 173,9

Эскадренный миноносец «Внимательный» — 117,99

Эскадренный миноносец «Громящий» — 225

Эскадренный миноносец «Несокрушимый» — 216

Эскадренный миноносец «Гневный» — 363

Большие противолодочные корабли

Большой противолодочный корабль «Хабаровск» — 579,6

Большой противолодочный корабль «Юмашев» — 468

Большой противолодочный корабль «Макаров» — 516

Большой противолодочный корабль «Исаченков» — 514,25

Большой противолодочный корабль «Исаков» — 496,1

Большой противолодочный корабль «Смышленный» — 189,57

Большой противолодочный корабль «Чапаев» — 744

Большой противолодочный корабль «Октябрьский» — 724,8

Большой противолодочный корабль «Владивосток» — 1083,77

Крейсера

РКР «Зозуля» — 756

РКР «Фокин» — 543,4

КР «Мурманск» — 1718,87

Тяжёлый авианесущий крейсер «Минск» — 4236,7

Тяжёлый авианесущий крейсер «Новороссийск» — 3832,34

Тяжёлый авианесущий крейсер «Киев» — около 1800 (продан в 2000-м году)

Десантные и разведывательные корабли

ЛДК «Муромец» — 97,28

БДК «Ильичев» — 242,5

БДК-47 — 248,9

БЗРК «Закарпатье» — 192,24

МРЗК «Ильмень» — 3180,39

ССВ «Сарычев» — 113,24

ССВ «Приморье» — 150,48

ССВ «Челюскин» — 114,59

ОСВ «Забайкалье» — 207,99

Плавбазы, плавмастерские и измерительные корабли

ПБ-27 — 252,52

ПМ-147 — 161,7

ПМ-150 — 181,22

КИК «Спасск» — 868,5

КИК «Чумикан» — 1544

КИК-357 — 205

Знаете, сколько всего получено за «продажу» этой гигантской армады, большая часть которой не выслужила половины срока?

Меньше 30 миллионов долларов.

Постройка одного эсминца стоит ровно в 10 раз дороже.

А как торопились продавать! С авианосцев Тихоокеанского флота «Минск» и «Новороссийск» не демонтировали даже секретное оборудование.

Стыдно, товарищи, просрать наследство великих предков.

Вячеслав Балакирев, Россия, Санкт-Петербург | Быстрый поиск людей на DB1223.COM

Биография Вячеслава

Вячеслав Балакирев проживает в городе Санкт-Петербург, Россия. Родной город — Днепропетровск. В настоящий момент Вячеславу 53 года, женат. Из открытых источников получены следующие сведения: информация о службе в армии, родственниках.

Страна: Россия
Город: Санкт-Петербург
Место рождения: Днепропетровск
Возраст: 53 года
Дата рождения: 7 июля 1968
Знак зодиака: Рак
Семейное положение: состоит в браке

Родственники

Имя Степень родства Дата рождения
Катя сын/дочь нет данных
Кира сын/дочь нет данных
Сергей брат/сестра нет данных

Место жительства

Служба в армии

42886 пбпл’волга’ с 1986 по 1989

Социальные сети

Facebook нет данных
Twitter нет данных
Instagram нет данных
ВКонтакте id152483860
Одноклассники нет данных
Мой Мир@Mail.ru нет данных

Источник информации

Информация получена из общедоступного открытого источника.

За достоверность информации сайт ответственность не несет.

Если это ваша анкета, то вы можете ее удалить. Перейти к удалению анкеты